Весь 2023 год в России по указу Президента РФ был посвящен одной из самых значимых и недооцененных профессий - учителям. Миссию и цель Года сформулировали четко - «признать особый статус педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность». А достичь этой цели, если говорить о пунктах документа, предлагалось так: создать организационный комитет, разработать план тематических мероприятий и выполнять другие задачи.
Вслед за указом появились официальные распоряжения Правительства, утвержденные планы и прочие выполненные задачи.

Целей указа, поставленных еще 27 июня 2022 года, действительно достигли: в плане оказалось аж 56 основных мероприятий - акций, олимпиад, форумов, уроков (онлайн и открытых) и так далее. Некоторые из них провели даже с опережением. Например, Всероссийской акции среди школьников "Спасибо, учитель!", запланированной на сентябрь-октябрь 2023 года, глава Минпросвещения Сергей Кравцов дал старт еще 25 мая.
Спорить не будем - учителям наверняка польстило, что о значимости их профессии говорили на разные лады и в разных жанрах круглый год. Однако помимо этих форумов, конференций, выставок, телешоу, они, наверное, ожидали увидеть и другие масштабные инициативы: например, повышение заработной платы, снижение нагрузки, учебники по новым программам в конце концов.
Мы решили разобраться в том, какие проблемы удалось решить за этот год, а какие еще остались. И подвести личные итоги уходящему “году педагога и наставника”.
ВОПРОС №1: ДЕФИЦИТ УЧИТЕЛЕЙ УМЕНЬШИЛСЯ?
Еще два года назад Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС подсчитал, что стране не хватает 250 тысяч педагогов и наставников. Причем, по оценкам одних экспертов, например, омбудсмена в сфере образования Амета Володарского, эта цифра еще сильно занижена. По оценкам других - школам не хватает молодых учителей.
С тех пор цифры плавали то в одну, то в другую сторону: так, в октябре этого года, вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что в стране не хватает порядка 11 тысяч учителей, а в среднем по регионам показатель не превышает отметки в 3,7%. А в этом же месяце общественное движение «Народный фронт» сообщило «Известиям», что примерно 40% российских школ ищут учителей. Причем, активнее всего - математиков и физиков.
В декабре же глава Минпросвещения Сергей Кравцов на встрече с фракцией КПРФ вообще заявил, что по стране не хватает около 30 тысяч учителей, а уполномоченная по правам ребенка в Ульяновской области Екатерина Сморода на заседании в том же месяце озвучила прежнее число: не хватает 250 тысяч педагогов.
Какая из озвученных цифр правдива, теперь определить сложно. Но факт того, что в школах действительно не хватает учителей, неоспорим. Например, как выяснил Роструд в марте этого года, активнее всего школы ищут математиков (более 3,3 тысяч вакансий), учителей русского языка и литературы (более 2,6 тысяч), иностранного языка (около 1,7 тысяч), физиков (1,3 тысяч), информатиков (около 900 свободных мест), химиков и историков (примерно по 600 свободных мест).

Эксперты объясняют нехватку учителей несколькими причинами: одни говорят о том, что молодежь не идет в государственные школы, а выбирают частные, репетиторство или вовсе меняют специальность. Другие оспаривают - не идут, потому что в школах мало платят. А, действительно, сколько в школах получают учителя?
ВОПРОС №2: ЗАРПЛАТУ ПОДНЯЛИ?
В феврале прошлого года на одном из заседаний Минпросвещения огласило данные официальной статистики: “76% учителей имеют ставку заработной платы ниже МРОТ” (данные были представлены за декабрь, так что на тот момент МРОТ составлял 12 792 рубля).
К концу того же года Президент РФ В.В.Путин призвал поднять зарплаты бюджетникам в 2023 году - в их число также входят педагоги. Причем помощник депутата Госдумы Игорь Семеновский уточнил, что зарплата вырастет в среднем на 8%.
Что ж, зарплаты, судя по всему, действительно выросли - по крайней мере, о том говорят данные декабрьского исследования сервиса “Работа.ру”, в которых в среднем оклад зарплатного предложения вырос на 20% по сравнению с прошлым годом — то есть с 45 до 54 тысяч, уточняют «Известия».
Однако, скорее всего, далеко не во всех городах предлагают такие деньги — в июле 2023 года мы общались с учителями из разных регионов и рассказывали, на какие ставки они живут.
ВОПРОС №3: НАГРУЗКА УМЕНЬШИЛАСЬ?
Закон о дебюрократизации работы учителей приняли еще в июле 2022 года - однако с тех пор школьные педагоги не перестают жаловаться на то, что бумажной волокиты не уменьшилось. Затем в закон “Об образовании” внесли поправки - с 1 сентября того же года учителям нужно было заполнять только 5 документов.
Снизилась ли нагрузка на преподавателей с тех пор? Где-то, быть может, да - но в основном учителя и профсоюзы снова рассказывали, что работа с бумажной волокитой уменьшилась не в каждом учреждении.
Помимо бюрократической нагрузки, у учителей появилась нагрузка другая - учебники. С 1 сентября 2023 года школы перешли на единые ФГОСЫ - перейти же на новые учебники успели не все. Поэтому когда дело доходит до домашнего задания, учителям приходится выискивать нужные упражнения в книгах то старших классов, то совершенно других авторов. Об этой же проблеме заявляла уполномоченная по правам ребёнка в Ульяновской области Екатерина Сморода.Но есть и хорошие новости - проблемы с нагрузкой все-таки пытаются решить. Так, на днях представители Рособрнадзора уже заявили “Известиям”, что за лишнюю отчетность планируют ввести наказания - санкции. Первый вариант поправок в закон будет готов уже к марту грядущего года, апробировать их будут в шести субъектах. А к 1 сентября, как заявил глава ведомства Анзор Музаев тому же изданию, планируется, чтобы эти поправки уже вступили в силу.
А вот ждать новых учебников по всем предметам придется дольше. Как отметил глава Минпросвещения Сергей Кравцов, подготовлены они будут до конца 2025 года.
ВОПРОС №4: ИДУТ ЛИ В УЧИТЕЛЯ ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ?
Ну и последний вопрос - стала ли профессия учителя более престижной в глазах выпускников школ, колледжей и вузов? Как подчеркнул глава Минпросвещения Сергей Кравцов, в этом году в педвузы было подано свыше 385 тысяч заявлений (что, по словам министра, больше на 100 тысяч, чем в прошлый прием). Правда, не совсем ясно, шли в учителя абитуриенты по зову сердца или же из-за удобного порога баллов на бюджет? Об этом статистика, к сожалению, умалчивает.
На этих показателях министр не остановился - он добавил, что, кроме того, более 75% выпускников таких вузов идут работать в школы, передает ТАСС. Поэтому если говорить о престиже учителя языком чисел, то да: профессия педагога, кажется, стала актуальной у молодежи.
Однако у уполномоченной по правам ребёнка в Ульяновской области Екатерины Смороды на руках оказались другие числа - не менее правдивые: она заявляла, что до школ доходят далеко не все выпускники педвузов, а только 10%.
В последний раз в честь педагогов в России объявляли “Год учителя” в 2010 году. Тогда, как передавали РИА Новости, учителя ждали, в общем-то, того же, что ждут и всегда: достойной зарплаты, помощи родителей и благодарности своих учеников. Получилось ли добиться таких результатов спустя тринадцать лет? Делайте выводы сами.
Фото: Freepik.com