Cодержание
Правда, пока что это коснулось не всех, а только шести регионов: Северной Осетии, Владимирской, Оренбургской, Курганской областей, Чувашии и Пермского края. Как сказал основатель такой лаборатории Виктор Демин, учебные заведения в регионах уже закупили ПО и, скорее всего, начнут использовать его уже в новом учебном году.
ЧТО ТАКОЕ ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ?
Наверное, многие из вас помнят разочарование, когда вместо ожидаемых опытов с пробирками и разноцветными жидкостями, на химии учитель заставляет решать задачи и конспектировать учебники. Объясняют это все по-разному: некоторым школам не хватает оборудования, другие говорят, что это слишком опасно, третьим - руководство не выделяет деньги на нужные химикаты. В результате долгожданные опыты превращаются в просмотр видео, где ученый смешивает вещества, а потом - написание опытов по ним.
Как раз для решения этой проблемы компания STEM-GAMES и ученые химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова создали виртуальную лабораторию VR Chemistry Lab.
По сути VR Chemistry Lab - полноценная лаборатория с инструментами, реактивами, приборами. Детям нужно всего лишь надеть очки, и перед ними откроется комната, заполненная всем необходимым.
В личном кабинете, доступном через обычный браузер, преподаватель заранее назначает ученикам лабораторные работы по изучаемой теме. Выполняя их, ученик производит манипуляции с веществами за лабораторным столом. В программе смоделированы газы, жидкости, твёрдые вещества – сыпучие или в виде гранул. Изменения, которые происходят с веществами в ходе реакции, можно визуально определять так же, как в жизни: по изменению цвета, выпадению осадка, выделению газов (смоделированного в виде пузырьков) и т.д. В виртуальной лаборатории они ярче выражены, поэтому эффект легче заметить и запомнить.
В отличие от других лабораторий, где изображение плоское, а все управление сводится к тому, чтобы нажать на кнопку с названием вещества, здесь все выглядит реально: все инструменты - объемные, колбы можно случайно разбить, а реактивы случайно разлить. Это помогает погрузиться в урок полноценно.
В отличие от "плоских" виртуальных лабораторий по химии, где все взаимодействие проходит через экран, главной особенностью VR Chemistry Lab является возможность свободно использовать руки в трехмерном пространстве для взаимодействия с предметами и реагентами. При этом в химической лаборатории в виртуальной реальности за один урок можно провести в разы больше экспериментов, чем вживую
Виктор Демн, основатель VR Chemistry Lab
Например, так выглядит взрыв, если вдруг у ученика что-то не получилось
КТО МОЖЕТ ЗАНИМАТЬСЯ В ВИРТУАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ?
Уже сейчас технологией VR Chemistry Lab пользуются в 50 учебных заведениях. Среди них - школы, университеты и колледжи, причем не только столичные. Например, это успели добавить на свои уроки преподаватели из Братска, Тюмени, Оренбурга, Казани, Петербурга и других городов. Правда, пока что это используется не повсеместно, а только в 1-2 учебных заведениях города. Причина понятна: необходимо закупить достаточно дорогостоящее оборудование - VR-очки и саму лицензию программы. Хотя, как надеется Виктор, опыт использования виртуальной лаборатории в целых регионах вдохновит других, и в дальнейшем дети других регионов тоже смогут заниматься по такому принципу. Потому что в целом технология готова к массовому использованию. К тому же уже есть много положительных отзывов о ней.
Заниматься в такой лаборатории школьники смогут уже начиная с 8 класса. Но не стоит надеяться, что вы придете на первый урок и вам сразу выдадут шлемы или очки. Все-таки лаборатория - это не просто игрушка для развлечения, и чтобы пользоваться ей, нужно обладать хотя бы базовыми знаниями химии. Поэтому без учебников, формул и задачек здесь не обойтись.ДЛЯ ЧЕГО ВООБЩЕ НУЖНА ЛАБОРАТОРИЯ?
Как говорит сам Виктор, идея создания такой лаборатории пришла к нему, потому что он сам преподавал занятия по химии и понял, что объяснять этот предмет "на пальцах" не получится - так и детям быстро становится скучно, и учителю рассказывать о реакциях дается в разы сложнее. А возможность провести реальные эксперименты есть не всегда.
Поэтому с внедрением таких лабораторий уроки могут стать в разы эффективнее, потому что учителя смогут включить в программу трудоемкие, опасные, медленные эксперименты.
Еще важная особенность VR Chemistry Lab - в ней можно ошибаться и учиться на своих ошибках. При этом, в отличие от реальной лаборатории, при ошибке ученик не испортит оборудование и не повредит одноклассников.
При этом сам Виктор напоминает, что VR - это только один из элементов обучения и не убирать реальный эксперимент из программы.
Фото на обложке: innopraktika.ru