Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

подросткилайфхакикультураКем бытьэкзаменыПоступление 2024личный опытЕГЭ 2018ДевятиклассникамЕГЭ-2022английский языкСочинениеЕГЭ-2024РособрнадзорЧто почитатьСпецпроектыкаталог сочиненийлайфхакиволонтерствоинтервьюсоветыОГЭпоступлениелицензияискусствовузыМинистерство образованияКуда сходитьопросподготовка к экзаменамувлеченияитоговое сочинениекак прошли ЕГЭ-2018хоббиВостребованныеПсихологиярусский языкспортразвлеченияобразованиеродителиМГУСПбГУновости кинонеделиЛучшее на Стенеработаисторияисследованиежурфакрейтингвопрос-ответчто посмотретьКаталог вузовКонцертолимпиадыЕГЭ 2024саморазвитиестудентамрецензиякинофестивальпутешествиясоветы психологаУчителькуда поступатькнигилитературажурналистикакарантинНовый годподготовка к ОГЭолимпиадашколапрофориентацияпрофессииинтересные фактыВаши историиподготовка к ЕГЭНа практику — в ПУ!на практику — в ПУ!рейтинг вузовКнижная полка ПУКак сдать ЕГЭНовостимузыкаКаталог профессийВУЗотношения75 лет Победыприемная кампания 2024ТеатрВсероссийские открытые уроки
ТОП авторов
Татьяна Герасименко

Опубликовано статей: 23

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 27

Полина Батракова

Опубликовано статей: 10

Матвей Невьянцев

Опубликовано статей: 9

Мария Горяинова

Опубликовано статей: 6

Пять углов

Как язык связан с историей и наукой?

9 минут

Рубрику «Слова и смыслы» продолжает Вероника Васильцова, СПбГУ, г. Санкт-Петербург

В предыдущих выпусках мы много рассказывали о значении слов, названии праздников, именах сказочных героев. Но за все это время мы ни разу не сказали, откуда вообще появился язык. Сегодня предлагаем немного углубиться в историю и узнать несколько важных фактов о языке. Оказывается, он даже тесно связан с другими науками.

ЯЗЫК - ЦЕЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО


Язык строится из первокирпичиков, атомов, неделимых единиц информации – отдельных звуков. Аналогично этому устроена материя:

Элементарные частицы образуют элементы веществ, затем соединения и сплавы и, наконец, крупные объекты. Парадоксально, что и человеческое общество проходит подобные этапы построения: первое – это отдельные люди, затем супружеские пары, семьи, кланы, племена, народы…

Итак, главными для понимания всех объектов являются элементарные неделимые частицы и их свойства. Поэтому и в языке важно начинать исследование с понимания смыслов отдельных звуков и букв. 

Но, как правило, все останавливаются на внешнем уровне описания смыслов слов, как если бы физики описывали отличие свинца от золота только свойствами металлов, не углубляясь в различие строения их атомов.

Развитие языка полностью параллельно развитию человеческого общества:

1. Различные одинокие буквы, как и люди, ищут себе подходящую пару.

2. На втором этапе развития буквы складываются в пары, обычно это согласная + гласная = СЛОГ. У людей аналогично складываются ПАРЫ.

3. К коренному слогу прибавляются «дети», как гласные, так и согласные. В итоге получаются в языке СЛОВА, а у людей СЕМЬЯ.

4. Слова объединяются в предложения. Люди объединяются семьями в ПЛЕМЯ.

5. Из предложений составляются рассказы и повести… Из племён составляется НАРОД.

6. Разные языки вместе создают КУЛЬТУРУ.

Разные народы создают ЧЕЛОВЕЧЕСТВО как вид высшего Разума на Земле. И благодаря в первую очередь ЯЗЫКУ.

1712310381.png

Как в слове СЛОВО есть корень ЛО – СЕМЯ, так и в слове СЕМЬЯ прямой корень СЕМЯ (СЕМЯ МОЁ).

Само слово СЕ-МЯ в переводе на современный язык означает ЭТО МОЁ. С-ЛО-ВО – с семенем внутри.

ЭТИМОЛОГИЯ НЕ ПО-ДЕТСКИ: как появлялись первые языки?


Детскую и народную этимологию нельзя называть ложными, потому что действуют они по законам языка. Дети вкратце повторяют путь становления языка. А часть академической этимологии со временем оказывается ложной.

Ярким эпизодом Истории народов и языка является предание о строительстве Вавилонской башни, которое связано со всемирным потопом. Объясним: около 14 тысяч лет назад началось резкое потепление и огромные ледники толщиной до четырёх километров начали таять. Уровень мирового океана поднялся на 150 метров. Ледяные шапки были во много раз больше и на горных вершинах, и на Севере континентов. Появились Жёлтое и Северное, Каспийское и Аральское моря. Устные предания о тех временах воплотились в Библии и фольклоре многих как островных, так и континентальных народов. Самое интересное здесь – утверждение о едином языке всех народов. А после будто языки стали разделяться, люди перестали понимать друг друга и не смогли достроить башню до неба.

Исторически это подтверждается даже и без связи со строительством башни: после таяния ледников ещё несколько тысячелетий был общий праязык, из которого отделились и разные национальные языки. Как это происходило?

Начнём с того, что многие животные могут издавать звуки. Как морские (китообразные), так и сухопутные. И этот примитивный язык всё-таки служит средством коммуникации: зов, отпугивание, предупреждение об опасности, проявление ласки, испуга, боли…

У людей же звуки стали комбинироваться в слоги и обозначать более сложные понятия, рассказывать о предметах и явлениях. Не просто А – это я, а ДА – вода моя (воды мне), НА – возьми, ЛО – ложе, МА – смерть, АМ, ЕМ – еда…

1712310382.png

СЛОВО - ТОЛЬКО ЗНАК: почему каждый понимает слова по-разному?


«Мысль изречённая есть ложь» – Тютчев имел в виду, что звуки и речь, какими бы они ни были, являются лишь знаками, символами реальных предметов и явлений.

Другими словами, у каждого человека свои образы и представления, которые всплывают в сознании при восприятии чужой речи. Слова не могут заменить сам предмет разговора: можно девушку называть какой угодно красавицей и богиней, но эти слова не заменят самой реальной девушки.

Или еще одно слово. Для кого-то ДРУГ – это человек больше, чем я сам. А для других ДРУГ – это временный попутчик.

1712310383.png
Многие могут думать образами, без слов – образное мышление или синестезия. Это у художников и визуалов. А есть люди, которые наоборот  не могут себе ничего представить, зато крутят в голове слова, понятия и отношения между ними. Это у философов.

КОРНИ ЯЗЫКОВ: всегда ли слова заимствованы?


В вопросе о заимствованиях слов из других языков надо быть поосторожнее. Потому каждый народ может заимствовать слова друг у друга. Здесь важнее найти корни дерева языков, первоисточники, а не скакать с одной ветки на другую. Допустим, русский язык много заимствовал из греческого, латинского, немецкого и так далее. Но и сами эти языки основы свои переняли от более древних языков: санскрит, арамейский, тамильский. Они в свою очередь произошли от ещё более древнего языка до вавилонского смешения языков. 

Поэтому если язык древних ариев и русский современный язык содержат много корней праязыка, то некорректно обвинять русский язык в сплошных заимствованиях. Тем более, что русский язык более других во многом совпадает с санскритом. Например, корни языка КО, КОР, КР объявляются греческими. Но куда деть сотни русских слов с корнем КО, означающим КРУГЛОЕ: коруг – круг, коло, око, ком, кот, кон, конец, кора, кол, колобок, короб, колодец, околица, коса, ковать, кость, койка, копна, коза, кожа, корабль, кочка, костёр, косой…

Многие приписывают древние корни слова КОРАБЛЬ грекам, тогда как у нас есть своя цепочка слов:

КОРА – КОРОБ – КОРАБЛЬ

1712310384.png

Начальное значение ЗЕВ – огонь есть внутри. Не с этим ли связаны русские народные сказки про Змея Горыныча, который дышит огнём?

Наполовину родственное слово ЗЕЛО – огонь есть в ядре, смысл слова: очень, крепко, сильно, ядрено. Старинные выражения означали не то, что мы сейчас подразумеваем: «зелено вино» – это не (но) крепкое. Зелье, наоборот, очень крепкое.

Зелье варится из ЗЕЛЕНИ, из трав. А в этом слове уже совмещаются два качества растений: терпкость и цвет.

1712310385.png

ИГРЫ СЛОВ


Можно поменять корни слов на более известные, но оставить окончания, которые говорят о принадлежности слова к предмету или действию, или характеризует пол, возраст, размер.

Вот известная искусственная фраза на основе русского языка, в которой все корневые морфемы заменены на бессмысленные сочетания звуков: 

ГЛОКАЯ КУЗДРА ШТЕКО БУДЛАНУЛА БОКРА И КУРДЯЧИТ БОКРЁНКА

Наглая выдра резко укусила бобра и треплет бобренка. Здесь корни слов более знакомые и понятные.

1712310386.png

Можно проделать и обратную операцию со словами, заменив известные корни слов на несуществующие:

Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ –
НЫ МЯКЛЮ ЩАВНОЕ ЖЕЗЕНЬЕ

Вообще, диалектные слова являются расширением корневой базы слов, лексикона и со временем могут образовывать даже свой отдельный язык.

Так разделились и отдрейфовали друг от друга славянские языки, индоевропейские, тюркские. А начиналось с разделения на местные говоры как, например, волжане окают, москвичи акают, а украинцы гэкают.

«СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО»: что лозунг означает на самом деле?


Лозунг французской революции: «Свобода, равенство , братство!» – в корне порочен:

СВОБОГДА – своё Бог дал, привнесенное от хозяина. Степень свободы всегда относительна и зависит от хозяина: какой длины цепь или поводок. Свобода передвижений, слова, печати, собраний  – это всё в рамках правительственных законов, цензуры и воли власти. Так относительная свобода может быть у охотничьих собак. Волю же проявляют кошки: они гуляют сами по себе где хотят.

ВОЛ-Я – сила моя во мне.

Слово РАВЕНСТВО от понятия РОВ-НО:

РВОВ НЕТ, то есть ям нет. Так же нет и бугорков, расчищенное и выровненное ПОЛЕ населения. Никто не должен низко пасть и никто не должен возвыситься.

Но человеческое общество так не функционирует: каждый должен получать по способностям и по отдаче обществу. Это значит, что принцип равенства противоречит законам эволюции и прогресса.

Вместо декларации равенства народу ближе принцип СПРАВЕДЛИВОСТИ.

От слов ПРАВО, ПРАВДА, ПРАВИЛЬНОСТЬ. То есть каждому по заслугам.

Итак, более перспективно заменить лозунг

«СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО!» на
«ВОЛЯ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ГУМАННОСТЬ!»

По-видимому, это задача будущего!

Рубрику «Слова и смыслы» продолжает Вероника Васильцова, СПбГУ, г. Санкт-Петербург
Пройдите опрос
Каким вы видите свое будущее через 10 лет?
1/6








Назад
Далее
А чего больше всего опасаетесь?
2/6







Назад
Далее
Вы уже определились с выбором маршрута: кем стать, куда поступать?
3/6


Назад
Далее
А с кем при этом выборе советовались, к чьему мнению прислушивались?
4/6







Назад
Далее
Если бы у вас появилась возможность жить не работая - согласились бы?
5/6


Назад
Далее
А насколько вообще вы чувствуете себя готовым ко “взрослой жизни”? Оцените от 1 до 5
6/6





Назад
Далее


Гость
Гость
Да!!!
05 апреля 2024
Ответить
Ответить
Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru