Cодержание
Кто и что определяет ценность искусства? Стоимость, за которую продали полотно? Окупаемость фильма после его проката в кинотеатрах? Или то, как книгу оценивают критики? Нет, нет и еще раз нет. Смысл искусства в том, как его воспринимает человек. И ценность произведения определяется тем, насколько хорошо его понял зритель или читатель.
Каждый человек находит что-то своё в искусстве, хотя предпочтения у всех разные. Вот почему так важно осознанно подходить к знакомству с произведениями искусства и стараться найти то, что будет интересно именно вам.
Рассказываем, как начать разбираться в искусстве и стать знатоком.
ОПРЕДЕЛИТЕСЬ, КАКОЙ ВИД ИСКУССТВА ВАС ПРИВЛЕКАЕТ
Не потребляйте культурный контент насильно — изучайте то, что приносит удовольствие именно вам. Ведь это то, для чего и создают произведения. Поэтому сперва проведите research (исследование) и выясните, что вам больше всего нравится потреблять.
Например, если вам нравится смотреть фильмы или сериалы, остановитесь на аудиально-визуальном контенте. Просмотрите, кто режиссер ваших любимых кинолент, каков жанр этих картин. Сопоставьте результаты и найдите закономерности. Если большинство просмотренных вами фильмов и сериалов созданы в жанре фантастики, то продолжайте изучать этот жанр. Или, если ваш личный ТОП кинокартин снял Жора Крыжовников, то возможно, стоит продолжить знакомство с искусством через проекты этого режиссера.
Такая методика поможет сформировать интересы и определить направление, которое нужно изучать. Возможно, из вас получится настоящий ценитель ромкомов!
АНАЛИЗ — ВСЕМУ ГОЛОВА
Насмотренность или начитанность — это фактор, который поможет вам лучше разбираться в искусстве. После просмотра кинолент одного жанра вам легче будет понимать его суть: взаимодействия героев, их психотипы, причины конфликтов в произведении, возможные пути разрешения — с опытом все это станет более очевидным.
Однако как же все-таки начать «понимать» искусство, а не изучать его бессмысленно?
Сначала забудьте типичные школьные установки с уроков литературы. Вопрос: «А что этим хотел сказать автор?» кажется некорректным в отношении искусства, ведь может существовать несколько трактовок одного и того же творения. Поверьте, создатели тоже не всегда могут четко охарактеризовать свои работы, зачастую это — закономерный результат их труда. Расшифровкой творчества обычно занимаются профессиональные критики.
Не переживайте, если ваше понимание той или иной работы не подходит под самую популярную трактовку. Важно, что под каждым онлайн-«критиком» и рецензентом скрывается реальный человек с собственными ценностями, мнением и мировоззрением. Его эмоции от фильма складываются равноценно вашим.
Задача профессионального рецензента — увидеть то, что скрыто, попытаться увидеть отсылки автора, расшифровать их. Ваша же цель — насладиться тем, что вы увидели или прочитали, «переварить» идею творца, основываясь на собственном жизненном опыте.
ОБСУЖДАЙТЕ ИСКУССТВО!
Познакомьтесь с людьми, чьи предпочтения похожи на ваши. Можете поискать локальные книжные клубы, комьюнити любителей изобразительного искусства или создать их сами. «Хорошее» творчество — то, которое оставляет послевкусие, которое хочется обсуждать. Да, вы можете услышать альтернативное мнение, и это тоже важный опыт. Подобные дискуссии помогут вам выработать толерантность к чужим взглядам.
ИЗУЧАТЬ ТЕОРИЮ ВСЕ РАВНО ПРИДЕТСЯ
После изучения «обывательской» части восприятия искусства, начинается «оно» — исследование теории искусствоведения. Опять же, все необходимо изучать порционно и постепенно. Например, удачным вариантом знакомства с историей кинематографа и течениями будет просмотр видеоэссе «Кинопоиска». Авторы проекта рассказывают буквально обо всем: начиная с итогов известных кинопремий, заканчивая философскими выпусками. Например, такими: «Умерло ли кино в XXI веке?», «Как экранизировать книги», «1999-й — лучший год в истории кино?»
Сложные для восприятия культурные эпохи можно «осилить», если изучать контекст. Например, для проекта «Культурный код» Алена Долецкая и Сергей Минаев создают материалы про писателей и поэтов: Булгакова, Достоевского, Тургенева, Маяковского, Бунина. Погружение в биографию конкретного деятеля искусства всегда помогает разобраться в его творчестве. При детальном изучении контекста у вас сразу же исчезнут вопросы: «Почему главный образ в книгах Достоевского — это «униженные и оскорбленные»?», «Почему тип “нового человека” мог появиться только в эпоху научных открытий XIX века?», «Почему именно у сына священника — Булгакова — появилось желание написать роман о сатане?» Получается, что мировоззрение человека влияет не только на восприятие контента, но и на его создание.
Анализ изобразительного искусства и музыки можно найти в подкастах «Арзамаса». Записывают их исключительно профессионалы: искусствоведы, историки, культурологи. Например, проект «Зачем я это увидел?» направлен на подробное изучение направлений изобразительного искусства, знаменитых и эпохальных выставок, известных личностей.
Так в выпуске про Сальвадор Дали авторы обсуждают известного художника, творившего в направлении сюрреализма. Эксперты «развеивают» мифы о прошлом живописца, о его методике создания картин.
КАК ПОНЯТЬ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО: ОТВЕЧАЕТ ЭКСПЕРТ
— Конечно же, больше читать и интересоваться классической литературой и поэзией. Идеи, воспеваемые классиками, никогда не потеряют актуальность. Также стоит изучать жизнь и ее движения, психологию людей, окружающих нас. Это поможет понять мотивы героев, их чувства, эмоции и реакции на происходящее.
Почему искусство может быть интересно современному поколению?
— Театр и кино – это «показательная» форма искусства, способ «раскрытия» человеческой души. С помощью киноискусства возможно показать надежды и мечты, переживания и волнения героя. Поэтому и существует следующая формула театрального искусства, составленная К.С. Станиславским: «От существа к существу, о существе и по существу».