Так почему возникает конфликт и действительно ли нужна школьная форма? Разбираемся вместе.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?
Впервые школьная форма появилась в Великобритании в середине XVI века в нескольких частных школах. Одинаковую одежду ввели из-за бедности: в школах обучались и дети-сироты, и дети из малообеспеченных семей. У таких учеников не было одежды, поэтому специальная форма оказалась как нельзя кстати.
БОРЬБА ПОКОЛЕНИЙ
Однако далеко не все современные ученики радуются такому порядку. Удивительно, что школьники в странах Европы мечтают попасть в учебное заведение со своим дресс-кодом, а российские — напротив, постоянно спорят о его необходимости. Сказать точно, нужна ли школьная форма, сложно.
Особенно сильно разнятся мнения у «отцов» и «детей». Чтобы узнать разные точки зрения, я опросила людей двух возрастных категорий: поколений X (граждане, родившиеся с 1965 по 1985 гг.) и Z (с 1997 по 2012 гг.).
Первые сошлись на том, что школьная форма — это необходимость. Для них дресс-код — это нужный «закон», без которого ученики не смогут сконцентрироваться на учебе. Некоторые из них признаются, что сами хотели бы вновь надеть белые блузки и воротнички, а другие - предлагают советы.
Вторые же, напротив, считают что дресс-код — это консервативный метод воспитания детей, который мешает развивать их креативные навыки. А еще — выражать свою личность.
ЧТО ДУМАЕТ ПСИХОЛОГ?
Психотерапевт Кирилл Ефимов считает, что отсутствие школьной формы, как ни странно, но несет риски. Один из них - подвергнуть некоторых ребят стать изгоями. Если, например, одноклассникам не понравится твой внешний вид или форма кроссовок:
Нельзя забывать о том, что отсутствие формы несет свои риски. Учитывая то, как часто одноклассники формируют небольшие группы, наличие повседневной формы одежды создаст лишний повод для разделения. Когда-то в нашей стране был этот опыт, который сильно повлиял на формирование всего поколения миллениалов. Конечно, нельзя забывать и о том, что наличие формы призвано уравнять всех учеников друг перед другом и с социо-экономической точки зрения.
Кирилл Ефимов, психолог
В свою очередь, встает вопрос самовыражения творческих учеников, которые оказываются запертыми в стенах визуальной ординарности. Некоторые исследования, например, вообще не показывают значимого влияния формы на обучение. Однозначного ответа быть не может, но как мы видим, плюсы имеются.
Кирилл Ефимов, психолог
ВОЗМОЖНО ЛИ НАЙТИ КОМПРОМИСС?
Отсутствие школьного дресс-кода не приводит ни к чему хорошему, но и чрезмерно строгое отношение подбивает моральное состояние детей. И все же, найти компромисс возможно.
1. Ученикам необходимо указать цветовую палитру и стиль их одежды для школы. Однако ребята сами смогут выбрать ткань, фасон и аксессуары.
2. Можно ввести свободную форму по некоторым дням. Такой подход практикуют во многих частных школах. Дети ходят «по-школьному» всю неделю, а, например, по пятницам им официально разрешают одеваться, как они хотят.
3. Необходимо выбирать приятные, пастельные тона для школьного дресс-кода. К примеру, зеленый цвет успокаивает и расслабляет, а светло-желтый заряжает на позитив. Психологи утверждают, что черный цвет портит настроение, поэтому классическая комбинация «черный низ, белый верх» выглядит скучно. Такую форму дети точно не захотят носить.
4. Чтобы уравнять учеников, можно запретить носить предметы роскоши. Например, дорогие браслеты. Дети из бедных семей не будут чувствовать себя ущемленными.
5. Еще один интересный компромисс — частичный школьный дресс-код. Сочетание вечной классики с модными новинками — такое контрастное решение точно понравится ученикам! Этот вариант научит детей создавать новые образы. Толстовка со строгой юбкой, джинсы с рубашкой, футболка с классическими брюками — разве не стильно звучит?
Фото: Freepik.com