Пять углов



Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Корейская волна
НОВОСТИ КИНОНЕДЕЛИ
КНИЖНАЯ ПОЛКА ПУ
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

новости кинонеделисоветы психологамузыкаанглийский языккультуралицензиякнигихоббикарантинЕГЭ 2024ПсихологияЕГЭ-2022экзаменывыпускнойувлеченияКак сдать ЕГЭкиноВУЗопрослайфхакипоступлениеРособрнадзорразвлеченияКаталог профессийолимпиадыкак прошли ЕГЭ-2018вопрос-ответКаталог вузовуниверситетрусский языкподготовка к ОГЭМинистерство образованиярецензияисториякаталог сочиненийСПбГУлитератураподросткиисследованиеличный опытОГЭпрофессииТеатрКонцертМГУвузыинформатикаЕГЭ 2018на практику — в ПУ!подготовка к экзаменамработаНа практику — в ПУ!журналистикаКем бытьЧто почитатьшколаСочинениестудентаминтервьюрейтинг вузовВаши историипутешествияобразованиеКуда сходитьВостребованныеДевятиклассникамволонтерствоитоговое сочинениерейтингУчителькуда поступатьспортлайфхакиотношениясаморазвитиеИТМОПоступление 2024родителисоветыЛучшее на Стенеподготовка к ЕГЭчто посмотретьтвоя историяВсероссийские открытые урокиискусствофестиваль75 лет ПобедыНовый годолимпиадаинтересные фактыпрофориентацияЕГЭ-2024
ТОП авторов
Татьяна Герасименко

Опубликовано статей: 21

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 25

Полина Батракова

Опубликовано статей: 10

Матвей Невьянцев

Опубликовано статей: 7

Мария Горяинова

Опубликовано статей: 6

Пять углов

Опять двойка... Теперь за поведение!

7 минут

В школы предлагают вернуть оценки за поведение. Узнали, как к этому относятся учителя

В Минпросвещения снова заговорили о возвращении лучших практик советского образования в наши школы. На этот раз предлагают возвращать оценки за поведение. Серьезно обдумать этот вопрос призвали сотрудники Института изучения детства, которые выяснили, что и родители, и учителя были бы не прочь увидеть такое нововведение в школах.

Впрочем, в министерстве задумываются об этом уже не в первый раз: еще в прошлом месяце вопрос обсуждали в СПЧ. Тогда речь шла и о более жестоких мерах: за плохое поведение ученикам даже предлагали снижать баллы ЕГЭ. 

Редакция ПУ решила узнать у учителей, будет ли эта мера эффективна или она, наоборот, только усложнит школьную жизнь?

ПОЧЕМУ РЕШИЛИ ВВЕСТИ ОЦЕНКИ ЗА ПОВЕДЕНИЕ?


Причины такого предложения, в общем-то, понятны: в последние несколько лет только в наше издание пришло несколько историй про то, как дети и родители нападают на учителей, а сами школьники травят друг друга на уроках, переменах и даже после школы — в классных чатах. Причем случаи эти — не единственные: в ноябре 2023 года депутат Госдумы Яна Лантратова заметила, что в России регулярно травят 57% детей и 70% учителей.

При этом на поведение детей учителя кардинально повлиять не могут: максимум, что им разрешено — сделать замечание или написать его в дневник. В некоторых школах, помимо словесных замечаний, в дневники разрешено ставить и оценки, но ни на аттестат, ни на поступление это не повлияет.

По мнению сотрудников Института изучения детства и главы СПЧ Валерия Фадеева, нововведение поможет учителям справляться с хулиганами и наладит в школах одну из важных функций — воспитательную.

ПОМОГУТ ЛИ ОЦЕНКИ ЗА ПОВЕДЕНИЕ УМЕНЬШИТЬ БУЛЛИНГ?


Сама идея оценок за поведение не нова: в советской школе отметки за поведение ставили во всех школах. Для этого даже была своя градация: в правилах было прописано, как должен вести себя выпускник и по какому принципу ставятся оценки.
Аттестат выпускнику давали только при наличии пятерки за поведение
Аттестат выпускнику давали только при наличии пятерки за поведение
Но со временем система ослабла: сначала вместо оценок ставили только «удовлетворительно» или «неудовлетворительно», а после оценки вообще перестали влиять на поведение и остались только неким «маячком» для родителей. 

Сейчас же, если учитель поставит в журнал неудовлетворительную оценку за то, что ребенок себя плохо ведет, родители легко смогут выставить педагога виноватым. Поэтому оценки так и останутся «предупреждением». Поэтому учителю года Ларисе Арачашвили идея введения оценок кажется сомнительной:  
Я сама училась в то время, когда нам ставили оценки за поведение. И у меня там стабильно были двойки и тройки, потому что я любила болтать на уроках. И самое главное здесь именно слово "стабильно". На мое поведение эта двойка или тройка никак не влияла, она влияла только на восприятие моей мамы, которая начинала думать, что её ребенок непослушный, что он не умеет себя вести. Поэтому мне не совсем понятно, для чего вообще нужны такие оценки? Что они должны показать? Не лучше ли писать какие-то более развернутые комментарии по поведению ребенка: рассказывать, что у него получилось, а что нет? Иначе это станет очередной формальностью, и я не очень понимаю, как она сможет повлиять на учебный и воспитательный процесс.
Лариса Арачашвили, учитель русского языка и литературы, победитель всероссийского конкурса «Учитель года России»
Ее мысль поддерживает и Ирина Бутыркина, учитель английского языка и финалист конкурса «Учитель года-2023». По ее мнению, практика показывает, что штрафные санкции никогда не уменьшают количества проступков учащихся.

К тому же в выставлении оценок за поведение есть еще одна сторона: такой формат могут не понять родители. Как считает Лариса Арачашвили, особенно это может задеть молодых прогрессивных родителей:
Здесь реакция зависит от взрослых: если это будут родители, которые еще застали вот эти оценки за поведение в дневниках, они, наверное, поностальгируют и не будут так агрессивно настроены, а вот молодое поколение родителей, скорее всего, будет негодовать. Потому что школа, прежде всего, должна учить, а не оценивать поведение ребенка. Но вообще, здесь все зависит от отношения конкретного родителя с конкретным педагогом: потому что иногда отношения между ними просто не складываются, и тогда можно ожидать всего, что угодно.
Лариса Арачашвили, учитель русского языка и литературы, победитель всероссийского конкурса «Учитель года России»

КАК СТОИТ ОЦЕНИВАТЬ ПОВЕДЕНИЕ УЧЕНИКОВ?


Если систему оценивания все же вводить, делать это нужно в новом, отличного от советского, формате. И Лариса Арачашвили видит эту перспективу в так называемом формирующем оценивании — формате, когда учитель дает развернутый комментарий о поведении ребенка: рассказывает, что у школьника получилось и не получилось, какие у него есть проблемы. 

Но здесь возникает логичный вопрос: как такой формат реализовать в обычной школе, где учителя и так еле справляются с бумажной нагрузкой?
А при условии, что в каждом классе обычно учатся по 25-30 детей, составить характеристику на каждого будет практически невозможно. Для этого нужен отдельный человек.
Во многих частных школах уже практикуют формирующее оценивание: и предметных, и поведенческих навыков ребят. Но как это реализовать в массовой школе, я плохо себе представляю.
Лариса Арачашвили, учитель русского языка и литературы, победитель всероссийского конкурса «Учитель года России»
А Ирина Бутыркина делится опытом из своей школы. У них существует практика «Гонка за лидером». В течение года классы участвуют в различных соревнованиях, мероприятиях и событиях. За участие, а также за победу начисляются баллы. В конце года на традиционном школьном празднике «Школьное созвездие» администрация школы подводит итоги и награждает класс года.

Критерии оценивания разные: учитывается успеваемость класса и поведение в течение всего года.
Как мы можем видеть, среди учащихся очень сильно распространено влияние сверстника, поодиночке решить эту проблему трудно, но когда дети понимают, что от них зависят другие, ситуация меняется.
Ирина Бутыркина, учитель английского языка, финалист конкурса «Учитель года-2023»
Но в чем однозначно сходятся учителя: универсального метода уладить отношения между учениками и учителями не существует. Нужно пробовать разные способы.

Тем более, как утверждает Лариса Арачашвили, дети сейчас в целом стали более агрессивны. И здесь уже стоит задавать вопросы родителям, окружению, лидерам мнений из интернета. 

Возможно, если активнее заняться воспитанием детей на разных уровнях, нужда в оценках за поведение вовсе пропадет.
В школы предлагают вернуть оценки за поведение. Узнали, как к этому относятся учителя
Пройдите опрос
Каким вы видите свое будущее через 10 лет?
1/6








Назад
Далее
А чего больше всего опасаетесь?
2/6







Назад
Далее
Вы уже определились с выбором маршрута: кем стать, куда поступать?
3/6


Назад
Далее
А с кем при этом выборе советовались, к чьему мнению прислушивались?
4/6







Назад
Далее
Если бы у вас появилась возможность жить не работая - согласились бы?
5/6


Назад
Далее
А насколько вообще вы чувствуете себя готовым ко “взрослой жизни”? Оцените от 1 до 5
6/6





Назад
Далее


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru