Впрочем, в министерстве задумываются об этом уже не в первый раз: еще в прошлом месяце вопрос обсуждали в СПЧ. Тогда речь шла и о более жестоких мерах: за плохое поведение ученикам даже предлагали снижать баллы ЕГЭ.
Редакция ПУ решила узнать у учителей, будет ли эта мера эффективна или она, наоборот, только усложнит школьную жизнь?
ПОЧЕМУ РЕШИЛИ ВВЕСТИ ОЦЕНКИ ЗА ПОВЕДЕНИЕ?
Причины такого предложения, в общем-то, понятны: в последние несколько лет только в наше издание пришло несколько историй про то, как дети и родители нападают на учителей, а сами школьники травят друг друга на уроках, переменах и даже после школы — в классных чатах. Причем случаи эти — не единственные: в ноябре 2023 года депутат Госдумы Яна Лантратова заметила, что в России регулярно травят 57% детей и 70% учителей.
При этом на поведение детей учителя кардинально повлиять не могут: максимум, что им разрешено — сделать замечание или написать его в дневник. В некоторых школах, помимо словесных замечаний, в дневники разрешено ставить и оценки, но ни на аттестат, ни на поступление это не повлияет.
По мнению сотрудников Института изучения детства и главы СПЧ Валерия Фадеева, нововведение поможет учителям справляться с хулиганами и наладит в школах одну из важных функций — воспитательную.
ПОМОГУТ ЛИ ОЦЕНКИ ЗА ПОВЕДЕНИЕ УМЕНЬШИТЬ БУЛЛИНГ?

Аттестат выпускнику давали только при наличии пятерки за поведение
Но со временем система ослабла: сначала вместо оценок ставили только «удовлетворительно» или «неудовлетворительно», а после оценки вообще перестали влиять на поведение и остались только неким «маячком» для родителей. Сейчас же, если учитель поставит в журнал неудовлетворительную оценку за то, что ребенок себя плохо ведет, родители легко смогут выставить педагога виноватым. Поэтому оценки так и останутся «предупреждением». Поэтому учителю года Ларисе Арачашвили идея введения оценок кажется сомнительной:
Я сама училась в то время, когда нам ставили оценки за поведение. И у меня там стабильно были двойки и тройки, потому что я любила болтать на уроках. И самое главное здесь именно слово "стабильно". На мое поведение эта двойка или тройка никак не влияла, она влияла только на восприятие моей мамы, которая начинала думать, что её ребенок непослушный, что он не умеет себя вести. Поэтому мне не совсем понятно, для чего вообще нужны такие оценки? Что они должны показать? Не лучше ли писать какие-то более развернутые комментарии по поведению ребенка: рассказывать, что у него получилось, а что нет? Иначе это станет очередной формальностью, и я не очень понимаю, как она сможет повлиять на учебный и воспитательный процесс.
Лариса Арачашвили, учитель русского языка и литературы, победитель всероссийского конкурса «Учитель года России»

К тому же в выставлении оценок за поведение есть еще одна сторона: такой формат могут не понять родители. Как считает Лариса Арачашвили, особенно это может задеть молодых прогрессивных родителей:
Здесь реакция зависит от взрослых: если это будут родители, которые еще застали вот эти оценки за поведение в дневниках, они, наверное, поностальгируют и не будут так агрессивно настроены, а вот молодое поколение родителей, скорее всего, будет негодовать. Потому что школа, прежде всего, должна учить, а не оценивать поведение ребенка. Но вообще, здесь все зависит от отношения конкретного родителя с конкретным педагогом: потому что иногда отношения между ними просто не складываются, и тогда можно ожидать всего, что угодно.
Лариса Арачашвили, учитель русского языка и литературы, победитель всероссийского конкурса «Учитель года России»

КАК СТОИТ ОЦЕНИВАТЬ ПОВЕДЕНИЕ УЧЕНИКОВ?
Если систему оценивания все же вводить, делать это нужно в новом, отличного от советского, формате. И Лариса Арачашвили видит эту перспективу в так называемом формирующем оценивании — формате, когда учитель дает развернутый комментарий о поведении ребенка: рассказывает, что у школьника получилось и не получилось, какие у него есть проблемы.
Но здесь возникает логичный вопрос: как такой формат реализовать в обычной школе, где учителя и так еле справляются с бумажной нагрузкой?
А при условии, что в каждом классе обычно учатся по 25-30 детей, составить характеристику на каждого будет практически невозможно. Для этого нужен отдельный человек.
А при условии, что в каждом классе обычно учатся по 25-30 детей, составить характеристику на каждого будет практически невозможно. Для этого нужен отдельный человек.
Во многих частных школах уже практикуют формирующее оценивание: и предметных, и поведенческих навыков ребят. Но как это реализовать в массовой школе, я плохо себе представляю.
Лариса Арачашвили, учитель русского языка и литературы, победитель всероссийского конкурса «Учитель года России»

Критерии оценивания разные: учитывается успеваемость класса и поведение в течение всего года.
Как мы можем видеть, среди учащихся очень сильно распространено влияние сверстника, поодиночке решить эту проблему трудно, но когда дети понимают, что от них зависят другие, ситуация меняется.
Ирина Бутыркина, учитель английского языка, финалист конкурса «Учитель года-2023»

Тем более, как утверждает Лариса Арачашвили, дети сейчас в целом стали более агрессивны. И здесь уже стоит задавать вопросы родителям, окружению, лидерам мнений из интернета.
Возможно, если активнее заняться воспитанием детей на разных уровнях, нужда в оценках за поведение вовсе пропадет.