Пять углов



Спецпроекты
Развлечения
Лайфхаки
Студентам
Культура
Психология
ВОПРОС-ОТВЕТ
Колонка редактора
Наши опросы
Вопрос в редакцию
На практику — в ПУ!
О нас
Контакты
Архив номеров
МЕНЮ
Журнал старшекласcников
|
Читайте нас Вконтакте Читать

киноновости кинонеделижурналистикаанглийский языкподросткипоступлениеКак сдать ЕГЭлайфхакиНа практику — в ПУ!увлеченияразвлеченияпрофессиикиносуббота с ПУРособрнадзорЕГЭ 2018подготовка к ЕГЭлайфхакилицензияСочинениекаталог сочиненийкнигиКаталог профессийродителиЛучшее на Стенеолимпиадывопрос-ответмузыкаКем бытьчто посмотретьВостребованныеКонцертЕГЭ-2024опроскуда поступатьрейтингСПбГУЕГЭ 2024Куда сходитьобразованиепрофориентацияволонтерствоподготовка к ОГЭитоговое сочинениесоветыЕГЭ-2022работаТеатрПсихологияисследованиеСпецпроектырейтинг вузовсоветы психологавузыкарантиншколаискусствоНовостиПоступление 2024русский языксаморазвитиестудентамНовый годотношенияподготовка к экзаменамМГУличный опытолимпиадаинтересные фактыинтервьюспортхоббифестивальУчительприемная кампания 2024литературана практику — в ПУ!ДевятиклассникамЧто почитатьМинистерство образованияКнижная полка ПУэкзаменыисторияпутешествиярецензияВУЗОГЭкультуракак прошли ЕГЭ-201875 лет ПобедыВаши историижурфакКаталог вузов
ТОП авторов
Татьяна Герасименко

Опубликовано статей: 23

Ольга Чибиряк

Опубликовано статей: 28

Полина Батракова

Опубликовано статей: 10

Матвей Невьянцев

Опубликовано статей: 9

Мария Горяинова

Опубликовано статей: 6

Пять углов

Мама Николаевна: каково быть ребенком учителя?

8 минут

Что ждет ребенка в учительской семье? Историей из жизни делится Мария Чабанюк, школа журналистики МедиаОлимп

Мария Чабанюк | 24.06.2024
Просмотры
661
На выпускном вечере все мои одноклассники вспоминали беззаботные школьные годы: как прогуливали в столовой уроки, как прятались в лаборантской от учителя, как в жаркие майские дни бежали в ларек за мороженым. Все заливались звонким смехом от нахлынувших воспоминаний из детства. А что же мне запомнилось больше всего?

Помню, как пришла в первый класс за ручку с мамой, красивой учительницей русского языка и литературы; как до поздней ночи, пока мама проверяла тетради других учеников, старательно вырисовывала аккуратные буквы в прописях; как в выходной день приходила к маме в школу помогать убирать кабинет, проверять тетради и выставлять в дневники триместровые оценки; как гордилась, когда в конце 4 класса нам объявили, что классным руководителем и учителем русского языка в 5 классе будет моя мама. 
1719238902.jpg
Все эти картины так ярко предстали передо мной, что я не сразу услышала, как один из одноклассников назвал меня везучей, ведь «учителя из уважения к маме, небось, ставили оценки: хоть училась бы, хоть нет, все равно пятерки были бы».

Его слова отозвались в моей душе болью. Я уже не замечала, что происходит вокруг меня. В голове крутился один только вопрос: «Действительно ли мне повезло?».

ВЕЗУЧАЯ?


Мне правда многие могут позавидовать. Каждый праздник, будь то Первое сентября, День учителя, Международный женский день, мама приносила домой охапку цветов, коробки конфет и подарки, о чем мечтали многие дети. Мысль о том, что целую неделю можно будет питаться только тортиками и шоколадками, и о том, что в комнате долго будет витать цветочный аромат и атмосфера праздника, конечно, грела душу. 

Но немногие знали, что стояло за такой красивой картинкой: букеты скоро вяли, шоколадки заканчивались, а веселая обстановка сменялась серыми буднями, где каждый занят своим делом, где каждому некогда. Ведь мама, с утра до ночи занятая работой, старалась организовать мой досуг, поэтому с малых лет я посещала много творческих секций. 

Часто бывало так, что встречались мы с мамой после школы только за ужином, а потом опять разбегались по своим углам: она за свои уроки, я — за свои.
1719238903.jpg

«ТЫ ЖЕ ДОЧЬ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА!»


В глазах окружающих «учительский ребенок» — идеальное создание,  которое с рождения знает все на свете. Действительно, благодаря знакомству мамы с лучшими учителями города, я с детства занималась дополнительно французским и английским, математикой и историей. Поэтому с первых лет школьной жизни мне легко было быть во всем первой, и рассуждения окружающих сводились к одному — выделить меня из толпы как дочери «сильного» учителя:
Ой, гляньте, у Чабанюк “пятерка” за сочинение! Ну да, конечно, у нее же мама учитель!
А любая моя неудача или ошибка воспринимались окружающими с недоумением или злорадством: «Ух ты! У Маши “тройка” по французскому! И за диктант по русскому тоже! Ааа, двоишница! А еще дочь учителя русского, позорище!!!» 

Многие одноклассники до сих пор не знают, что иногда мама строже других оценивала мои ответы на уроках и намеренно снижала мне оценки за письменные работы в том случае, если у других учеников не было пятерок. Я за 11 лет школы привыкла, что дома она мама, а на работе – Ольга Николаевна.
Разве я виновата, что тоже ошибаюсь? Разве я обязана быть такой, какой они представили меня у себя в голове? Разве я особенная какая-то?
1719238904.jpg
Эти мысли долгие годы не давали мне покоя, но всегда рядом была мама. Она помогала разрушить все стереотипы и восстановить мое душевное спокойствие. 

Уже оглядываясь назад, я понимаю, что такая большая ответственность, возложенная на меня с рождения, не могла не сказаться на моем характере и психике. Одноклассники всегда отмечали мою харизматичность, энергию и юмор, но они даже не догадывались, что твориться у меня в душе. Я очень болезненно переживала любые контрольные и экзамены, ведь мысль о том, что я могу подвести маму, не давала мне трезво оценить свои возможности. 

В старших классах я стала замыкаться в себе. У меня уменьшился круг друзей, потому что многие одноклассники не хотели обсуждать со мной школьные проблемы из-за опасения, что все разговоры о школе и тем более о классном руководителе я передам маме. Они не знали, что я, в отличие от них, не могла рассказать маме многое из того, что творится в классе и в школе из опасения, что меня посчитают «стукачкой». Мама, видя и понимая мои переживания, всегда поддерживала меня, и внушала, что ее любовь не зависит от мнения окружающих и моей успеваемости.
1719238905.jpg

Я ТАКАЯ ОДНА?


Неудивительно, что в таком маленьком городе, как мой родной Конаково, в одной школе учатся дети многих педагогов. Мы часто вместе проводили время. Даже по прошествии многих лет мы сохраняем теплые отношение друг к другу. Одна из моих подруг, чья мама работает в нашей школе математиком, поделилась со мной сокровенным.

Я знаю тебя много лет, но у меня не хватало смелости спросить: как относились в школе к тебе одноклассники и учителя?

Не могу вспомнить случай, когда от лица учителей или одноклассников получала резко негативные высказывания в свой адрес. Всегда обстановка была дружелюбная и приятно настраивающая на диалог. С возрастом общение перестало быть таким частым, однако отношение друг к другу осталось прежним. К своим учителям я относилась всегда с особым трепетом. Даже просто потому, что они очень интересные люди. В конфликт ни с кем не входила, мы всегда находили общий язык. 

А какие отношения складывались у тебя с мамой в школе и дома? Была ли разница?

Поскольку мама была моим учителем, она не спрашивала меня об успеваемости. В мой дневник никогда не смотрели родители, за плохие оценки не ругали, за выполнением домашнего задания не следили. Однако могу точно сказать, что в школе она для меня оставалась такой же мамой. Называть ее по имени отчеству было непривычно и некомфортно: естественно, иногда возникали трудности в общении с одноклассниками. Например, я пресекла негативные высказывания о работе мамы. 

У тебя остались хорошие воспоминания о школе в связи с твоим «особым положением»? Или же после выпускного хотелось забыть все, как страшный сон?

Воспоминания из школы вызывают смешанные эмоции. Все из-за 11 класса: для меня этот период был самым трудным, но предыдущие годы были веселыми и радостными. Я часто пересматриваю школьные фотографии и видео, вспоминаю наставления учителей, школу люблю и ценю. Могу сказать точно, что с большой благодарностью отношусь к тому периоду и людям.

Как ты считаешь, быть дочерью учителя это привилегия или наказание?

Все относительно: смотря. какие отношения возникли дома у родителей и ребенка. Для меня это огромный и жирный плюс: мама знала о моей жизни, друзьях, успехах и неудачах и во многом заменяла мне друга. Она могла увидеть то, что на тот момент я в силу своего возраста не могла увидеть. Часто слышу от знакомых, что их мамы не знают об их друзьях, вечеринках и об их интересах. Для меня это ненормально. Как это? Мама не знает, с кем ты сидишь за партой? Мама не знает, почему тебя Ваня облил газировкой? И вообще, кто такой Ваня? 

Но ведь многие родители, не являясь педагогами, тоже интересуются жизнью и проблемами своих детей, которые делятся с ними самым сокровенным…

Да, все это так, но связь с родителем становится иной, если вы вместе 24/7. Поскольку мама за свое время повидала много разных индивидов, ее чем-то удивить крайне сложно. Казалось бы, любой родитель на ее месте уже давно бы взялся кричать, а она спокойно реагирует на любые трудности, потому что она всю свою жизнь работает с подростками. Но, думаю, мой случай не такой показательный, я не столкнулась с привычными проблемами. К примеру, меня не подозревали в несправедливых оценках, меня не отчитывали за плохую успеваемость или опоздание.
1719238906.jpg

СИМПТОМЫ «УЧИТЕЛЬСКИХ ДЕТЕЙ»


Конечно, каждому родителю хочется воспитать идеального ребенка: послушного, дисциплинированного, усидчивого, аккуратного, умного.

Как отмечают психологи, многие учителя при воспитании своих детей используют метод: «Мой ребенок — мое лицо». У такого метода есть единственный недостаток — привычка быть примером во всем, учить и наставлять неизменно переходит в повседневную жизнь чада. Кроме того, потребность оценивать становится важнее других: «Это хорошо, а это плохо», «Можешь сделать лучше», «Я недовольна», «Старайся». Все эти фразы формируют у ребенка определенную картину мира, где он не имеет права на ошибку. Впоследствии ощущение, что сделал что-то не так, перерастает в тревожность и неуверенность в себе. 

Психолог Светлана Садоводникова подробно описала «симптомы детей», чьи родители работают в сфере образования. Она выделяет три отличительные черты характера: лживость, послушание и  неуверенность. Действительно, такие дети они часто приукрашивают ту или иную ситуацию, чтобы оправдать свой поступок или, пользуясь родительским влиянием в школе, добиться положительного результата в той или иной ситуации.

Постоянный контроль, сопровождаемый назиданиями, вызывает подавление детского «я». При таких условиях возможно два развития сюжета. Если родитель берет ребенка под контроль, сын или дочь ведет себя прилежно и послушно, не пытаясь нарушить семейную идиллию. Вот только такие дети часто вырастают безотказными, неспособными прислушиваться к себе и своим желаниям.

Более неблагоприятный, а иногда и трагический сюжет, когда дети пытаются выйти из-под контроля. Они ссорятся с учителями, нарушают дисциплину, не выполняют домашних заданий, пытаются вырваться из «рамок» и доказывают свое право управлять жизнью. 

Здесь немаловажную роль может сыграть детская обида на мать-учительницу, которая, по мнению ребенка, много времени уделяет чужим детям, игнорируя и обделяя вниманием и любовью собственное чадо. Такой путь, проложенный «назло», без поддержки близких людей, приводит к негативным последствиям. К сожалению, у коллег моей мамы много таких примеров. 

Что ждет ребенка в учительской семье? Историей из жизни делится Мария Чабанюк, школа журналистики МедиаОлимп


Комментировать

Новые материалы

Читайте также

Привязка статьи к блоку

ID статьи:
Сохранить
Самое читаемое
Яндекс.Метрика
ООО «Пять углов» Контакты:
Адрес: 9-я Советская, д.4-6 191015 Санкт-Петербург
Телефон:8 (812) 274-35-25, Электронная почта: mail@5uglov.ru