Все
дети нуждаются в любви, поддержке, заботе взрослого
человека или других детей. Но такая возможность есть далеко не у всех: пока одни растут в больших семьях и ходят в детские сады, других стараются всячески ограждать от сверстников. Специально для них открываются инклюзивные центры. И один из таких — «Йом-йом» в Петербурге.
Первый раз услышав о месте, я заинтересовалась. Я всегда была единственный ребенок в семье, который совсем не любил ходить в
садики, дневные лагеря и, более того, никогда не сталкивался с инклюзией. Поэтому когда мне предложили провести один день в центре среди
подростков-волонтеров, я
согласилась. Тогда во мне смешались волнение и любопытство: как подростки, которые
сами недалеко ушли от «пеленок», могут по-взрослому общаться с детьми, не боясь сделать что-то не так?
Жаркий летний день. Я не местная, что добавляет мне
волнения, поэтому периодически смотрю на карту в телефоне, опасаясь заблудиться
или опоздать, и, наконец, подхожу к скромной двери центра на улице Маяковского.
Уже внутри с улыбкой меня встречает милая девушка с темными кудрями. С ней я
уже заочно знакома по переписке. Это Катя Тезеева. Девушка пришла работать в
центр два года назад, а сейчас она курирует подростков на летней программе.
Из-за волнения я пришла даже рановато, так что дети еще только собираются на
прогулку. И пока я пытаюсь хоть немного осмотреться Катя меня предостерегает: говорит, что лучше присесть, дабы не
попасть под «лавину». Какую «лавину» имели ввиду, я сначала не поняла, но
постепенно тихий коридор и комната стали наполняться криками, а затем и детьми. Тут я уже все поняла. Но это было мило. Даже сама не заметила как мое серьезное и напуганное лицо превратилось в то, то в народе называют «во все 32». Кажется, улыбка на моем лице задержится еще надолго, по крайней мере, сегодня.
Фото из сообщества центра Вконтакте
Видимо, внимание детей я все же привлекла: уже через пару минут, заинтересованно поглядывая, ко
мне подходит маленькая
девочка в зелёном костюмчике. Она показывает золотистую кошечку на своей
футболке и игрушки, с которыми пойдет играть на площадку. Сначала я испугалась,
но потом взяла себя в руки и решилась с ней заговорить. На одном ее
кроссовочке я увидела наклейку с именем Аглая. Но долго разговаривать не пришлось: Аглаю быстро увела за руку девочка-подросток. Сегодня это Аглаин наставник, специалист центра заранее определяет подростка на
день к каждому ребенку.
Довольно быстро комната опустела.
— Нужно ли говорить, что у нас так почти
24 на 7? — смеется Катя.
Я на это высказывание только слабо улыбаюсь. Да,
довольно сложно представить детский центр без шума. Но несмотря на то,
что это ожидаемо, я включилась не так быстро.
Благо время привыкнуть у меня еще было. Или хотя бы настроиться: пока дети на прогулке, я тоже гуляю, только по самому центру. И первое, что я здесь вижу — сенсорно-двигательный зал. По словам моей сопровождающей, он
нужен для эмоциональной разгрузки детей. Согласитесь, даже взрослые не всегда
могут дать ответ, почему им сейчас плохо, а уж тем более дети. И им тут помогают: каждый справляется
с чувствами так, как ему это удобно. Например, кто-то трогает приятныые вещи, кто-то — кричит, другие — сидят в тишине. Для этого в центре
есть все необходимое: бассейн с шариками, гамаки, звукоизолирующие наушники, а
для особенных непосед — балансиры.
Сами группы от 2 до 10 лет находятся
обычно на втором и третьем этажах, куда мы и отправились далее.
— Каждое утро на группу подростки
составляют визуальное расписание, для некоторых оно индивидуальное, — Катя
указала на картинки в одной из папок.
В центре существуют правила — в
Йом-йоме их изображают рисунками вместе с детьми, чтобы те лучше понимали, что хотят от них взрослые способствует лучшему
восприятию. Например, важное правило «стоп» — это прекращение любого действия.
Для детей, кто ходит сюда в детский сад, есть зона эмоционального интеллекта, где в любой момент можно приклеить своего бумажного человечка в зависимости от того, что ты чувствуешь. Например, злость, беспокойство, радость. Мне это очень даже отозвалось. Наверное, подобного не хватает и взрослому человеку. Иногда так хочется показать всем, что у тебя внутри, не говоря этого вслух.
На
выходе одной из комнат, Катя подает мне синюю папку с надписью «рекомендации».
В ней собраны анкеты малышей, посещающих центр в течение года, и их
характеристики, которые специалисты «Йом-йома» записывают на лето.
Раньше
я не обращала внимания на такие тонкости, но каждая анкета индивидуальна — повторяющихся характеристик практически нет. Каждый подросток-волонтер в лагере
проходит вводные лекции и знакомится с папкой перед работой с детьми.
— Для
тех, кто пришёл впервые, у нас есть собеседование, где мы наблюдаем за
ребенком, общаемся с родителями и записываем особенности. И далее, пока ребёнок
у нас, мы также дополняем или меняем данные.
Катя проводила меня в офис к остальными
сотрудниками, где мне удалось застать за работой директора «Йом-йома» — Яну
Иванову.
Яна Иванова// Фото из сообщества центра Вконтакте
Для меня «Йом-йом» - остров человечности. Это место, в котором сколько бы ты не работал, а работать здесь приходится много, ты точно понимаешь, что ты делаешь и где. Часто люди, которые слышат, что здесь особые дети, считают, что это место, в котором собралось человеческое несчастье и горе. Это совсем не так. Без любви и желания вкладываться у нас нет никого. Чаще всего к нам приходят на работу те, кто что-то о нас знает, ну и потом, можно в волонтеры прийти. С детьми сейчас, как говорят, прикольно, интересно.
Яна Иванова, директор центра
До прихода младшей группы с прогулки
оставалось менее получаса. Мне предложили провести это время с коллективом в
обеденном зале. За чашкой чая я выдохнула и расслабилась. Там Саша познакомила
меня с Настей Золоторенко — она работает с детьми 7 лет и является специалистом
по инклюзии, а также
помогает подросткам со всеми рекомендациями, направляет и корректирует.
Фото: группа проекта Вконтакте
Многие подростки, кто работал в центре, в дальнейшем проходят там практику. Все преследуют одну цель — научиться общаться с детьми.
Нас прерывает детский смех. Ребята вернулись с прогулки. Передо мной неожиданно оказывается мальчик лет трех. Он ищет человечка со своей фотографией, чтобы приклеить на липучку на стене и обозначить «Я пришел в Йом-йом!».
— Маркусь, эта Владос, а это Надя. Вот
ты, — нежно обратилась к мальчику волонтер.
Другая
пара подростков помогает малышу Мики аккуратно встать с коляски, придерживая
за ручки. Мики я вспомнила из анкеты, когда он повернулся в мою сторону и улыбнулся.
Какой жизнерадостный и открытый миру парень, подумала я.
Все моют ручки и идут на творческие занятия. Мики тем временем на руках воспитателя отправляется в комнату отдыха по индивидуальному
расписанию.
Младшая группа стремительно направляется
на второй этаж, чтоб путешествовать во времени, но, конечно же, не в прямом
смысле, это всего лишь тема занятия: малыши будут делать маски роботов из
цветного картона и различного декора.
На этаж выше проходит рукоделие у группы
постарше. Однако, войти туда стало для нас настоящим испытанием:
—Тут закрыто, — решительно и твердо
произнес мальчик в салатовой кофте, — Кто пришёл?
Этот парень здесь явно руководит.
— Савелий, здесь Катя и Влада. Откроешь
нам? - спросила Катя
Услышав новое имя, он любопытно посмотрел
и разрешил нам войти.
Здесь царит уже, так сказать, взрослая работа. Ребята создают коллажи из
вырезок журналов. Савелия за коллажи посадить, как я поняла, не удалось. Его
такая работа не привлекает, он залез на гору матрасов и стал придумывать код из
цифр для всех входящих, а после раздал карточки с ним всем присутствующим.
Мне предложили присоединиться к процессу создания коллажа, на что я с большим удовольствием согласилась. Всегда хотела попробовать сделать что-то подобное, но руки все никак не доходили.
Далее по расписанию — летучка. Там все
подростки делятся своими трудностями в работе с детьми со специалистом Настей и
куратором Катей.
Ребята за неделю уже привыкли к малышам и знают
всех по именам.
— Я сегодня сопровождала Мики. Мы гуляли, кормили каменного кота, — смеётся
одна из волонтёров, — сводила его на обед и потом воспитатель забрал его на
тихий час.
Ребята также рассказали о своих сложностях, не
всегда все проходит гладко, ведь все мы разные.
— Сегодня я должен был сопровождать Марка,
но что-то не сложилось. На прогулку пошел с Алешей. Я остался доволен. В
основном, приятные впечатления, — высказался подросток Даня.
Настя дала ребятам обратную связь и рекомендации, как вести себя в следующий
раз при возникновении проблемы.
— Напоминаю про то, что мы не развлекаем
детей, а помогаем им.
На перерыве мне удалось поболтать с одним из подростков. Волонтёр Полина с
удовольствием рассказала о своем наставничестве в центре:
Мне очень нравится взаимодействовать с детьми. Искала, чем можно заняться летом, мама мне предложила пойти в Йом-йом волонтером. Это первая моя смена. В следующем году еще приду. Если бы у меня была возможность в этом году прийти еще раз, я бы пришла. Продолжать заниматься волонтерством точно буду!
Полина, волонтер
Сколько я слушала ребят в этот день, Полина всегда с трепетом говорила о легкости работы с детьми.Время близилось к завершению волонтерской смены, а значит мы движемся в театральный зал, где вот-вот пройдет обсуждение финального проекта недели, но перед этим подростки эмоционально разгрузятся с помощью занятия по актерскому мастерству в расслабленной обстановке.
Ребята расставили стулья в круг, принесли вкусняшки и приготовились ко встрече с Дашей Буряковой, преподавателем «Йом-йома».

Я работаю в Йом-йоме уже 10 лет. Я начинала не с проведения занятий, а с сопровождения ребенка с аутистическим спектром. Потом уже, соответственно, вела этот случай. Позже у меня появился здесь семейный детско-родительский инклюзивный театр. Помимо этого я преподавала и математику, и актерское мастерство, и музыкальные занятия. Потом я уже работала несколько лет подряд специалистом по инклюзии. С прошлого года я веду подростковый проект и творческие мастерские, театр и семейный театр, провожу инклюзивные праздники еще раз в полгода.
Йом-йом - мой профессиональный дом. Это место, в котором я выросла как специалист, которое дало мне понимание подходов, дало взгляд на семью как на систему, которая функционирует определенным образом. В прошлом году пошла работать в частные школы, чтобы посмотреть, насколько я профессионально занимаюсь работой с детьми. И на данный момент я могу сказать, что не видела, чтоб кто-то делал то, что делает Йом-йом. И дело даже не в привлекательности занятий. Дело в определенном отношении к миру, детям, ко всем людям, которые здесь работают. Эта культура принятия особенностей других людей - она есть здесь и между коллегами тоже. Это то, что очень сильно для меня отличает Йом-йом ото всех остальных организаций, с которыми мне приходилось сталкиваться.
Дарья Бурякова

Время в театральном зале пролетело незаметно.
Ребята поделились эмоциями в общении с преподавателем, получили некоторые
советы и поставили цели на дальнейшую работу.
На выходе из театрального зала висит доска с обратной связью от каждого
желающего, и, конечно же, я не могла не оставить свое:
«Спасибо за гостеприимство, Йом-йом!»
Этот день выдался довольно насыщенным,
думаю, для всех нас. Меня впечатлило то, как подростки включены в такие
ответственные дела и с большим желанием работают с детьми, помогают им как
старшие братья и сестры.
Хоть и не надолго, но я почувствовала
себя частью Йом-йома.
Выйдя
на улицу, я по прежнему улыбалась и была очень рада, что есть такие центры как
Йом-йом. А дверь, которая по-началу мне показалась очень скромной, теперь для меня
выделялась среди других.
А если и вы хотите стать волонтером, то проходите регистрацию по
ссылке
и скорее присоединяйтесь к благотворительной организации, ведь Йом-йом рад
принять у себя всех желающих!
Автор ПУ Влада Кирш (г. Кемерово) побывала в одном из них и провела один день с волонтерами