Уже с 1
сентября этого года в школах начнут преподавать новый предмет — семьеведение. Информация об этом появилась на сайте Минпросвещения еще в
апреле этого года. Прогремевшая, как гром среди ясного неба, новость сначала не
вызвала всеобщий ажиотаж. Разговоры были, но дискуссии на эту тему мы слышали
редко. Теперь же, когда учебный год становится все ближе, между родителями и учителями то и дело всплывают споры и обсуждения: каким будет новый урок? Нужно ли вообще его вводить? Попробуем разобраться с этим, обратившись к самим родителям, учителям и детям и изучив программы подобного урока из прошлого.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН НОВЫЙ КУРС?
Обсуждение программы началось еще в апреле, когда во время совещания Президента с членами Правительства Татьяна Голикова предложила добавить в школьное образование. Ее инициативу поддержали и в семье изучения детства.
Из мониторинга ценностных ориентаций молодежи… мы, к сожалению, констатируем довольно низкое желание создавать семью и заводить детей, что является существенной демографической проблемой.
Наталья Агре, член Общественной палаты и директор Института воспитания
Это подтверждает и официальная статистика РОССТАТ. Сейчас Россия находится на четвертом месте по количеству разводов, а на каждые 10 браков приходиться 7 разводов. Самые частые причины: неумение идти на компромиссы, финансовые проблемы, измена или ревность, несовпадение характеров, алкоголизм или наркомания.
Обо всем этом школьникам так же будут рассказывать на внеурочных занятиях. Кроме того, детям предложили рассказывать о том, как решать проблемы с родителями, сглаживать конфликты со взрослыми, братьями и сестрами.
Возможно, традиционные ценности, которые будут рассматриваться на
занятиях, помогут решить и эти глобальные проблемы.
НОВИНКА ЛИ ЭТО?
Тема семьи и раньше поднималась в школьных учебниках. Рассмотрим, например, курс обществознания Боголюбова Н. за 5 класс 2013 года выпуска. Уже тогда в учебнике присутствовал целый раздел, посвященный семье. Параграфы сформулированы так: «Семья и семейные отношения»,
«Семейное хозяйство», «Учимся помогать вести семейное хозяйство»,
«Свободное время», «Учимся распределять свое время». А вот пример вопроса из практикума этого раздела: «Составь памятку это должен уметь каждый хозяин дома».
Далее посмотрим в учебник за 9 класс все того же Боголюбова Н. Там тоже есть параграф, повещённый теме семьи и брака. Например, вопрос для обсуждения: «Что означает создание благоприятного
психологического климата в семье?».
Фото: МОАУ «Шахтная СОШ»
Казалось бы, вот начало зарождения семьеведенья в нашей стране, но
нет. В СССР тоже существовали программы для старшеклассников, помогающие лучше понять, как строятся отношения в семье. Мы не будем рассказывать всю историю этого предмета, покажем лишь ближайшие для нас аспекты.
Учебник «Этика и психология семейной жизни 1982 года. Составители
кандидаты педагогических наук И.В. Гребников и Л.В. Ковинько. Цитата из
учебника «Хрестоматия является учебным пособием для старшеклассников. Ее цель — помочь учащимся разобраться в сущности основных разделов курса «Этика и психология семейной жизни», осознать значение семьи в жизни человека и общества».
С 1983 года к этому курсу прибавился еще один — «Гигиеническое и половое воспитание». Он начинался у ребят с 8 класса. Речь здесь шла в большинстве своем о важности ответственности мужа и жены, о формировании полового сознания. Однако из-за отсутствия педагогов с соответствующей квалификацией никаких результатов у этих предметов не было.
Сейчас в 38 российских регионах уже преподается курс семьеведенья
по учебно-методическим пособиям «Основы семейной жизни» Погодиной
Елены Константиновны. В пособии рассматриваются особенности
функционирования современной семьи, динамика развития семейно-
брачного взаимодействия, раскрываются факторы, детерминирующие
стабильность супружеских отношений. Значительное место в пособии
отводится проблемам подготовки подрастающего поколения к вступлению в брак и созданию в будущем гармоничной семейной жизни.
ЧТО ГОВОРЯТ РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ?
Вопрос введения семьеведения весьма сложен и вызывает у родителей разные ассоциации. Вот и мнения, которые нам удалось собрать, разделились.
Моя сторона отрицательная. Я считаю, это неуместным. Семья должна учить в семье. Для меня семьеведение — это рассказ про семью. Поэтому и объяснять ребенку, что такое семья должны родители, а не учителя в школе. Что школа может об этом рассказать? Хотела ли я, что бы мой ребенок посещал этот предмет? Вопрос в том, чему их там будут учить. Если ценности, то какие? Я боюсь, что ему могут прививать другие ценности, отличные от моих. У меня вопрос, кто будет вести предмет. Если у человека нет представления, что такое семья, то как он будет обучать моего ребенка? Человек с неустроенной личной жизнью будет говорить о семье. Как это будет? Они закладывают фундамент, я бы не хотела отрицательного эффекта. Вести урок должен точно не учитель, скорее всего, психолог, но у меня перед глазами очень плохие примеры психологов, поэтому я и опасаюсь, что под этой темой будут говорить все, что хотят. В случае обязательного посещения, ребенок будет ходить, но я буду контролировать пройденный материал.
Светлана Кленова, мама троих детей
Думаю, что это было бы полезное занятие. Занятия должны проходить в возрасте старшей школы. Там могли бы изучать финансовую грамотность, распределение ресурсов семьи. Я имею ввиду, модели финансового распределения плюсы и минусы. Также бытовая грамотность: снятие показаний, подача и оплата.
Вопросы документов. Как подавать, куда подавать, что нужно менять.
Например, смена фамилии при замужестве. Хочу, чтобы изучали тему
взаимоотношений. Вопросы, как создать благоприятную атмосферу в семье. Тема ребенка. Донесли понимание, что жизнь в корне поменяется у обоих, и к этому надо быть готовым. Тема зависимости и насилия в семье. Рассказать
детям признаки, по которым они поймут, что происходит насилие: физическое или психологическое, и как из этого выходить. Занятия должны проходить с психологом.
Наталья Барболина, мама двоих детей
«Я за любое образование, если оно адекватное. Я больше рассматриваю возраст 3 и 5 классов. В семьеведенье можно было бы рассказать детям, чем отличаются семьи в разных странах, как устроен быт мусульман, христиан, католиков. Как с течением времени меняется быт и семья в Руси. Это мог бы вести и классный руководитель. А потом мог бы подключиться психолог. Который бы рассказал о ролях в семье: что делает мама, что папа, какая у кого ответственность, что каждый может внести в семью.
Но обязательно без оценок, потому что это нельзя оценивать.
Самборская Наталья, мать двоих детей
Действительно, каждый представляет внеурочную деятельность по-своему. Но какая у учеников будет программа в действительности? Кто будет вести уроки? На этот вопрос получить ответы нам, к сожалению, не удалось. Учителя еще не получили нужную информацию и так же, как и родители находятся в состоянии растерянности и неведенья.
ПРОБЛЕМЫ ИЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ?
Сейчас сложно сказать, будет ли семьеведение эффективно. Для
начала в школах нужны специалисты специальной квалификации, которые
смогут говорить о семье. Это один из коренных вопросов, появляющихся у
родителей и учителей. Психолога на все классы не хватит. А если попадётся педагог, подходящий к такому важному вопросу лишь формально, эффект будет совершенно обратным.
Мы уже упоминали, о безрезультативности курса «Гигиеническое и половое воспитание». Это произошло как раз из-за
нехватки специализированных кадров. Нужно ли и нам ухудшение и без того не самого лучшего положения?
Еще один вопрос — будет ли уместно говорить о семье с детьми сиротами? Конечно, объяснять детям, не имеющим наглядного примера, как грамотно строить семейные узы, нужно. Но уместен ли такой разговор будет при других детях? Если все вокруг будут рассказывать о времяпровождении в кругу семьи, как ребенок будет себя чувствовать?
И третий главный вопрос. Будет ли баланс? Если разрабатывающие
программу уйдут в излишества, это может создать лишь негативный окрас
имиджу семьи А подросток навсегда запомнит, что традиционные ценности — это лишь глупость и пропаганда.
Тем не менее, если все эти вопросы будут рассмотрены и решены, то
курс вполне может быть и успешен.
Нужно ли со старшеклассниками говорить о семье и какими будут занятия, разбиралась София Шаркова, г. Санкт-Петербург