После пандемии COVID-19 молодые люди все чаще стали задумываться об онлайн-образовании: сейчас, как показал онлайн-опрос аналитического центра «Синергия», 45% россиян в возрасте от 18 до 35 лет предпочли бы учиться удаленно. Но как быть школьникам? Рассказываем, как устроена учеба дома, кто может перейти на такой формат и так ли это страшно и сложно, как кажется на первый взгляд?
КАК РЕБЕНОК МОЖЕТ УЧИТЬСЯ ДОМА?
НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
На надомном обучении обычно сидят ученики с проблемами со здоровьем, которые просто не могут ходить в школу. Учителя к таким детям приходят сами, прямо домой. При этом формально ученик числится в конкретной школе, и если он захочет, он сможет вместо со всеми детьми ходить на кружки, в библиотеку или к школьному психологу.
Но вместе с возможностями у таких учеников появляются и обязанности: они, как и прочие ученики, сдают ОГЭ и ЕГЭ. Если вдруг ученик не может прийти в школу из-за хронического заболевания — экзамены проводятся у него дома либо в стационаре.
Причем правила никак не меняются: он решает задания под присмотром комиссии и видеокамер в назначенный день. Экзаменаторы приходят к хоумскулерам с заранее подготовленными вариантами. Комната к этому времени должна быть уже полностью готова, этим занимаются организаторы: они устанавливают камеры и готовят рабочее место.
Так что ЕГЭ и ОГЭ у хоумскулеров никак не меняется: то же время, количество перерывов и предметов. Правда одна привилегия все же есть: обычно расписание уроков школа согласовывает с родителями, чтобы учеба не мешала процедурам.
Все подробные детали и тонкости перехода прописаны в Письме Минпросвещения РФ от 24 ноября 2021 года.

Это формат, когда ученик занимается самостоятельно дома, но при этом продолжает числиться в школе. Но в отличие от прошлого формата, здесь дети абсолютно здоровы. Они приходят в школу по желанию, на отдельные уроки. Но есть одно важное правило: все тесты, контрольные работы и экзамены ученик должен писать строго в школе.
Если вдруг к контрольным готовиться самостоятельно слишком сложно, учителя могут прийти на консультацию прямо в квартиру к ученику или созвониться с ним через любую социальную сеть.
Расписание детей всегда согласовывается с администрацией школы, при этом ребенок может сам выбирать удобное для него время.
Обычно такой формат выбирают школьники, которые активно готовятся к экзаменам и не хотят тратить время на общеобразовательные предметы.

Перейти на семейное обучение несложно — не требуется никаких справок, родителям достаточно написать заявление «по собственному желанию». Но и тут есть свои правила: после 9 класса ребенок обязательно должен сдать экзамен, причем делает он это в школе. В какой? Это уже решают родители.
Такой формат достаточно затратен, поскольку ребенок должен заниматься с репетиторами или в онлайн-школах, чтобы проходить ту же программу, что и ученики в школах. Кроме того, вы должны быть уверены, что сможете брать на себя всю ответственность: никто не будет здесь ставить двойки и вызывать родителей к директору.

Это формат, при котором школьник учится с помощью ноутбука, телефона или планшета. По сути он продолжает учиться в школе, но делает это удаленно.
ФЗ РФ по статье 16 позволяет учиться дистанционно всем, но тут все зависит от возможности самой школы — сможет ли администрация учебного заведения обеспечить учителя и школьника всеми технологиями. Это может быть сложно для учителей, которые должны разрываться между классом и компьютером.

ЗАЧЕМ ДЕТЕЙ ПЕРЕВОДЯТ НА ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ?
Недавно НИУ ВШЭ опубликовало исследование, где говорится, что чаще всего семьи уходят в хоумскулинг из-за плохого качества образования в школе. 52% опрошенных хотели бы улучшить учебную программу, 17% — укрепить семью, 14% — повысить мотивацию к учебе. Еще 7% рассказали о проблемах с социализацией и буллинге, а другие 5% перешли из-за проблем со здоровьем. Но ПУ все же решили узнать реальные истории школьников, которые решили обучаться дома.


КАК ПРОХОДИТ ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ?
Основная сложность хоумскуллинга заключается в организации учебного процесса и отсутствии общения со сверстниками. Согласно исследованию, 65% респондентов покупали вебинары и подключались к лекциям, чтобы найти единомышленников и общаться с ними в беседах. 20% обратились за помощью к репетиторам, а 21% из них обучались в онлайн-школах. Родители самостоятельно составляли для своих детей расписание занятий, использовали курсы и научную литературу. Мы поинтересовались как наши герои организовали уроки дома.



ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ: СТОИТ ИЛИ НЕТ?
В результате учебы дома у детей появляется психологические и организационные трудности. Например, 40% опрошенных столкнулись с проблемами в составлении расписания и поддержания дисциплины, а также в нехватке финансов. 16% чувствовали неприятия со стороны близких, осуждающих домашнее обучение, и это создавало дополнительное давление. Еще 27% респондентов наблюдали конфликт внутри семьи, когда стиралась граница между строгим учителем и родителями. Кроме того, организация образовательной среды в домашних условиях может быть непосильной задачей, а мотивация ребенка — падать.



