Классическая опера «Травиата» полюбилась публике еще пару веков назад. Неклассическая постановка Натальи Индейкиной в Эрмитажном театре с неожиданными символами сценографии — декорациями, танцами, видеорядом — обновляет драму и заново влюбляет современных зрителей в историю о заблудшей Виолетте.
Публика знает, чем закончится опера, однако понимают ли сами герои, что несчастный финал предопределен? Новое прочтение обнажает фатальность драмы, и на сцене бок о бок с певцами движется невидимая им роковая судьба.
CARPE DIEM ИЛИ MEMENTO MORI?


Смерть не только предопределяет судьбу Виолетты, но и сталкивает нас реальностью и заставляет задуматься о ценности мимолетного кутежа. Теперь мы видим праздник праздностью, а кружение в танце — пляской смерти. «Carpe diem» уступает «memento mori» (помни о смерти — ред.).
ВЕСЕЛЬЕМ ЖИЗНЬ ПРЕЛЕСТНА,
ПОКА ЛЮБВИ НЕ ЗНАЕШЬ…
Среди гостей — Альфред Жермон, уже год влюбленный в Виолетту. Застольная песня, дуэт, раскрывает героев как пламень и лед: страстный и благородный Альфред произносит тост во славу любви, а холодная Виолетта, скрывающая за кутежом болезнь и искренние эмоции, отвечает песнью во славу веселья. Эта дуэль не двух людей, а двух миров, которая жива в вечном конфликте дионисийского и аполлонического.
Когда сцена пустеет и герои остаются вдвоем, влюбленный мужчина пытается уговорить девушку оставить праздный образ жизни и открыть свое сердце для подлинного чувства.
Травиата в переводе значит падшая, заблудшая. Такой и видит себя сама Виолетта, без увиливаний признающаяся Альфреду, что не способна любить. Но сомнение закрадывается в душу девушки, и на прощание она дарит мужчине цветок с намеком увидеться вновь.
Уже под утро, оставшись вдвоем со «смертью», Виолетта не может забыть тех страстных слов Альфреда. Может истинное счастье она сможет обрести любя?

Ответ подсвечивают символы сценографии: инфернальные силы кружат вокруг Виолетты, и ее сомнения о будущем счастье, звучащие в арии «Sempre Libera», становятся не интуитивными, а предрекающими. Memento mori.
АХ, ЭТО СЕРДЦЕ ЛИШЬ ЖИВЁТ ЛЮБОВЬЮ
Наших героев мы обнаруживаем в провинции Франции. Уже как три месяца Виолетта оставила шумный свет, и тихое семейное счастье захватило любовников. На этом могла закончиться история, однако даже не читавшие либретто уже не верят в счастливый финал: трагедию в опере все также предрекают подсказки художественного оформления.
Вместе с отцом Альфреда — Жоржем Жермоном, прибывшим с дурным известием, на сцене снова появляется образ смерти, и тогда мы убеждаемся в фатальности истории и ждем драматичной развязки. Что сейчас будет? Нас дразнят не только подсказки, но и сам Верди, композитор оперы: разрешающие ноты музыкальной темы прозвучат только в финале.
Жорж Жермон обвиняет Виолетту: отношения куртизанки с благочестивым мужчиной компрометируют всю его семью. История решена: смертельно больная чахоткой девушка прощается в песне с последней радостью оставшихся дней. Виолетта поступает благородно и, написав Альфреду письмо, уезжает в Париж.

ЧАС БЛИЗОК РОКОВОЙ
Герои встречаются на балу-маскараде в Париже. Убитый горем и обиженный на возлюбленную, Альфред бросает деньги в лицо девушки, «оплачивая» время, проведенное вместе.

SCENA FINALE
Умирая в парижской квартире, Виолетта успевает попрощаться с возлюбленным, узнавшим наконец правду от отца.

Последние звуки барабана, последние ноты духовых, последние слова возлюбленных. Зал выдыхает. Memento mori.
Все было определено, но не значит, что для зрителя все было предсказуемо. Голоса талантливых певцов Мюзик Холла, декорации, костюмы, пластика — тонкий творческий подход к великому произведению оживляет знаменитую историю. Fabulae memento (запомни историю — ред.).