Легенды города Кимры: как складываются фотоистории
3 минуты
В поисках интересного сюжета оказаться в подвале пожилой незнакомой женщины и познакомиться с легендой городка Кимры — об опыте складывать истории на ходу рассказывает Лиза Нечаева. Часть 2
Смартфоны превратили фотографии в повседневный ритуал. В наших фотопленках красивые аутфиты в зеркале, вкусный обед, конспекты, закаты и смешные снимки друзей, которые «ну никому не показывай».
Однако даже реальность может быть искусством — этому обучают в бесплатной «Летней школе» на мастерской по документальной фотографии. Посетив лекции, семинары и мастер-классы с приглашенными знаменитостями, автор ПУ Елизавета Нечаева училась фиксировать быт обычных людей через объектив своего фотоаппарата и теперь готова поделиться с нами, как складываются истории.
Не слишком стар
Создавая документальный фотопроект в рамках «Летней школы», мы должны были выбрать тему, которая связана с близлежащими населёнными пунктами — городками Кимры или Дубна. Выехать туда, найти себе героев, провести с ними интервью, сделать отбор, оформить подписи к снимкам и в итоге представить работу на «Портфолио ревью» — так у нас называлась консультация с фотографами-профессионалами и бильд-редакторами.
«Ищешь городские легенды? Я —легенда»
Изначально я решила проиллюстрировать городские легенды и байки, которые ходят среди местных. Когда приехала в Кимры и начала опрашивать жителей, мне отвечали: «Какие городские легенды? У нас скорее наркоманы».
Но все-таки мне повезло: в одном из выставочных залов города экскурсовод посоветовала мне сходить в антикварную лавку «Старинные вещи». Там я познакомилась с продавцом и владельцем этого заведения — Николаем. Он показал мне множество тетрадей с подписями от людей из разных уголков планеты, которые посещали его магазин, а также альбом с фотографиями именитых гостей. В итоге достал газету с заголовком «Саркози посадили». Оказалось, что Николай в 2007 году подавал в ЕСПЧ на Францию за то, что Наполеон разрушил поместье его прапрапрапрабабушки. Из Франции ему не ответили, но зато он съездил на «Пусть говорят» и стал звездой местной прессы. Когда я решила спросить у него про городские легенды, Николай ответил: «Ищешь городские легенды? Я — легенда». Он стал моим первым героем.
Лавка Николая / фото передано Елизаветой Нечаевой
Лавка Николая / фото передано Елизаветой Нечаевой
Та самая газета / фото передано Елизаветой Нечаевой
Всё шло не по плану —никто не знал легенд. Или их просто не было? После знакомства с Николаем в его аутентичном магазине я не понимала, в какую концепцию можно уложить эту историю и какого героя искать дальше.
Сырой подвал в доме незнакомки: сказки документалиста
Тогда я решила присоединиться к другим ребятам, которые бродили по Кимрам в поисках героев. Вместе мы отправились в небольшую забегаловку, где громко обсуждали свои проекты. К нам подошла пожилая женщина, сказала, что ткачиха и обустраивает сейчас мастерскую в одном из старинных домов на берегу Волги. Пригласила в гости. Ребята не могли отправиться со мной, поэтому я пошла одна.
Когда мы начали проходить сквозь дворы, кусты, сгоревшие здания, мне стало страшно. Героиня привела меня к старинному каменному дому с большой деревянной покосившейся пристройкой, предложила зайти.
Дом Галины / фото передано Елизаветой Нечаевой
— Давайте пройдёмся ещё, покажите мне город.
— Что, страшно?
Я кивнула.
Тогда она улыбнулась, и мы продолжили прогулку. Пришлось писать всем своим коллегам, которые были в Кимрах, скидывать им геолокацию и просить, чтобы зашли в дом вместе со мной.
На помощь поспели двое, и мы наконец отправились в гости. Длинный темный коридор, высокие потолки, бетонные стены, а потом еще один коридор с несколькими заколоченными дверьми. Наконец мы зашли в её квартиру. Прямо у входа в мастерскую оказался спуск в темный подвал, откуда пахло сыростью. Нам предложили спуститься, и мы почему-то согласились. Галина шла сзади, а я так пристально за ней следила, что даже ударилась головой об пол. Внизу были старые шкафы, доски и другой строительный мусор. Когда мы поднялись, страхи отступили, началось интервью, я делала снимки. Так Галина стала моей второй героиней.
В гостях у Галины / фото передано Елизаветой Нечаевой
В гостях у Галины / фото передано Елизаветой Нечаевой
Оказалось, что первая ткацкая мастерская женщины находится в Роза Хутор. Там же, в местном казино, она работает хостес. Сейчас же Галина вернулась в старую квартиру в Кимрах, в которой не была 4 года, и решила продолжать своё дело здесь. Подруги помогают ей шить сумочки, панамки, фартучки. Галина рассказала, что у них безотходное производство, так как материал берут для изделий из своей же старой одежды, накопившейся за всю жизнь. А когда товар готов, они все вместе ездят по фестивалям и продают.
Так у меня на фотоаппарате оказались снимки двух колоритных героев. Какая концепция? Как их объединять? Где искать ещё одного гения? Я не знала.
При просмотре с преподавателями убедилась, что мои герои и правда запоминающиеся, необычные, но самого главного в проекте не было — общего сюжета. Тогда я придумала, что серия будет о деятельных пожилых людях, которые занимаются любимым делом в маленьком городе. Она получила название «Не слишком стар».
Почувствовать, нащупать, схватить и передать
Третьего героя найти так и не получилось, и на «портфолио ревью» мне сказали, что история незаконченная. Несмотря на неудачный финал, мой первый опыт замотивировал меня пойти на курсы документальной фотографии по возвращении в Петербург.
А ещё я для себя определила, что такое хороший фотопроект. Когда я не увлекалась документальной фотографией, мне казалось, что это просто констатация реальности. Теперь я знаю, что серия фотокарточек, на которые смотрит зритель — лишь верхушка айсберга.
Всё начинается с того, что автор должен выбрать интересную цепляющую тему, найти аутентичных героев, подготовить для них вопросы, внимательно относится к среде, в которой они обитают, раскрыть их не только при помощи сказанных слов, но и разных визуальных приемов: цвета, свет, ритмов. Разговаривать даже для фотопроекта нужно долго, чтобы слова, сказанные с определенным настроением и вложенным в них смыслом конвертировались в изображение. Лучше всего приходить к герою несколько раз, долго с ним общаться. Из полученных фотографий и диктофонной записи сформировать цельную историю, выстроить композицию. А для этого отобрать и отредактировать фотографии, расшифровать текст, внести в него правки. В конце расположить карточки в нужном порядке, прописать общую концепцию проекта (стейтмент) и выбрать подписи к снимкам (кэпшоны).
фото передано Елизаветой Нечаевой
Получается, что нам дана реальность, где не нужно ничего изобретать. Надо только внимательнее присмотреться: тогда человек окажется легендой, а история — сюжетом. Почувствовать героя, разглядеть его небанальную историю и визуально отразить — в этом и есть настоящее искусство фотодокументалистики.
«Готовы ли вы жить в лесу?»: студентка — об учебе в мастерской документальной фотографии
Как студентов и школьников учат в бесплатной «Летней школе», рассказывает на личном примере Елизавета Нечаева
В поисках интересного сюжета оказаться в подвале пожилой незнакомой женщины и познакомиться с легендой городка Кимры — об опыте складывать истории на ходу рассказывает Лиза Нечаева. Часть 2