Все чаще молодые предприниматели запускают собственные стартапы в надежде на их быстрое развитие и значительную прибыль уже с первых месяцев работы. Однако риск не учесть всех нюансов и создать невостребованный продукт очень высок. Вместе с экспертами разбираемся, какие особенности стартапа стоит учесть и как сделать его успешным и прибыльным.
Идея и целевая аудитория
Когда мысль о запуске стартапа еще только прорабатывается, важно уделить особое внимание ключевой идее проекта, сформулировать ее. Ответьте на вопрос: «Какую проблему сможет решить мой стартап?»
Многие начинающие предприниматели стараются придумать что-то, что будет полезно всем и сразу. Именно из-за этой ошибки некоторые проекты не получают развития и закрываются на начальных этапах.
Частой ошибкой новичков становится запуск бизнес-модели, которая нравится только его создателю, в то время как аудитории это совсем не интересно. Изобрести что-то принципиально новое не получится. Успешные стартапы — это оптимизация того, что уже существует, но работает недостаточно эффективно.
Максим Федотов, создатель стартапа «Bridge»
Так как угодить всем невозможно, необходимо выбрать определенную категорию потребителей, для которых ваш стартап будет полезен и интересен. Правильное определение потенциальной аудитории — первый шаг к успешному запуску стартапа. Важно также понимать, что может понравиться людям, за что они будут готовы заплатить.
Определить аудиторию и идею не сложно. Уже на начальном этапе реально отметить потребителей, на которых продукт будет ориентирован. Например, мой проект — онлайн-школа журналистики по подготовке к ДВИ и олимпиадам на журфак «ПерваяПолоса». И моя аудитория была сразу понятна: это ребята 15–18 лет, которые участвуют в олимпиадах по журналистике и сдают ДВИ для поступления.
Дарья Сухарева, основательница онлайн-школы «ПерваяПолоса»
Анализ рынка и создание бизнес-модели
Следующий этап запуска стартапа — анализ рынка. Стоит посмотреть, что сейчас популярно среди выбранной вами категории потребителей и почему. Мнение людей переменчиво, поэтому необходимо регулярно отслеживать потребности потребителей, адаптировать стартап под их интересы.
Наблюдение за конкурентами с похожими идеями стартапов тоже играет большую роль. Важно анализировать как удачные проекты, так и провалившиеся. Это снизит риск повторить ошибки предпринимателей, стартапы которых не реализовались, а также поможет выбрать вектор развития вашей идеи.
Нужно тестировать разные гипотезы (варианты того, на что делать уклон развития), потому что никогда не знаешь, что сработает. Чем больше гипотез, тем вероятнее, что рано или поздно что-то получится. А из провальных гипотез важно делать выводы, чтобы не топтаться на месте, а развивать свои идеи.
Дмитрий Романов, основатель стартапа «University of artificial intelligence»
Финансирование и сбор команды
На начальном этапе большой штат работников, и уж тем более крупные вложения, совсем не нужны. Стартовый капитал большинства зарождающихся стартапов формируется из личных сбережений или кредита на небольшую сумму.
Скорее всего, первое время проект не будет приносить такого дохода, который позволит оплачивать работу специалистов. Основная задача на начальном этапе — разобраться с аудиторией и ее потребностями: что нравится, а что нет. Если есть возможность, то можно нанять только таргетолога, который поможет обеспечить прирост аудитории хотя бы на какое-то время.
Дарья Сухарева, основательница онлайн-школы «ПерваяПолоса»
Важно понимать, что жизнь стартапа начинается с идеи, которая нравится аудитории, и за которую они готовы платить. А не от количества вложенных на старте ресурсов.
Если для вашего стартапа нужны большие деньги и высококвалифицированные работники, то сразу можно сказать, что долго проект не проживет. Развитие стартапа эволюционно. Если продукт хороший, то он не погибнет.
Максим Федотов
Миллионер без связей
История парня, который в 18 лет заработал первый миллион, открыл собственное дело и встретился с Президентом
Читать далее
Маркетинг и продвижение
Важной составляющей хорошего стартапа является его продвижение и анализ реакции аудитории на продукт.
Любой маркетинг требует от проекта успешных кейсов, — они нужны для выстраивания качественной рекламы. Поэтому сначала нужно обзавестись реальными историями о работоспособности вашего продукта, а потом обращаться в компании для продвижения.
Дмитрий Романов
Поиск «успешных кейсов» начинается с индивидуальной работы самого начинающего предпринимателя. Не нужно начинать сразу с чего-то большого, так как это крайне сложно и вряд ли будет полноценно реализовано пока неопытным стартапом.
Когда люди начнут интересоваться проектом, а вы удовлетворите их потребности своим продуктом, — запросите обратную связь.
Для понимания эффективности продукта, вы можете проводить опросы и тестирования. Взаимодействие с аудиторией, особенно на начальных этапах, это очень важно. Именно потребители определяют жизнеспособность вашего стартапа.
Дмитрий Романов
Стоит отметить, что применение маркетинговых стратегий для продвижения стартапа не всегда гарантирует прирост аудитории:
Всегда есть риск, что реклама не сработает. Это просто надо принять и двигаться дальше.
Дарья Сухарева
Юридические и финансовые вопросы
Один из важнейших и требующий особого внимания пункт для молодых стартаперов. Для начала подойдет и самый простой путь — оформление самозанятости и договора-оферты. Это уже обеспечит безопасность вашей деятельности. Со временем, когда проект разовьется, а «нюансов» станет больше, придется найти хорошего юриста и бухгалтера, которые будут помогать в решении финансовых и юридических вопросов.
Большой ошибкой при открытии стартапа является халатность к финансам. Составлять финансовый отчет очень важно, так как с его помощью можно легко отслеживать затраты и их окупаемость. Молодые стартаперы часто пренебрегают анализом финансов, а точнее — смотрят только на выручку, которая может оказаться в итоге гораздо меньше, чем сумма вложений. За этим действительно надо следить. В начале заниматься самому, а потом найти ответственного человека.
Дмитрий Романов
Как уже было сказано ранее, все начинается с работы самого предпринимателя. Когда стартап находится на старте, важно учитывать все возможные препятствия, которые могут возникнуть на пути к реализации проекта. Самое главное — действовать четко по алгоритму и не ждать, что проект станет невероятно успешным уже на первой неделе запуска. Стартап необходимо развивать постепенно, анализируя каждый шаг. Только тогда вы сможете обеспечить его жизнеспособность и стабильно получать прибыль.
«Стартап со школьной скамьи»: как запустить свой проект с нуля?
И почему образование никто не отменял, рассказали эксперты Научно-образовательного салона-2024
Читать далее
Фото: Freepik.com
Как правильно сформировать идею и где искать вложения, разбиралась вместе с авторами собственных бизнес-проектов Валерия Чепакова, СПбГУ