Cодержание
После долгих лет ожидания, нескольких неудачных попыток и бесконечных фанатских теорий, «первая семья Marvel» наконец-то ворвалась в киновселенную.
«Фантастическая четверка: Первые шаги» Мэтта Шекмана была, пожалуй, самой рискованной и одновременно самой интригующей премьерой года среди фильмов о супергероях. Получилось ли у Marvel вернуть команде былую славу? И да, и нет. Фильм оставляет после себя приятное послевкусие, но с легкой горчинкой упущенных возможностей.
Стиль, который говорит сам за себяСтиль, который говорит сам за себя
Главное достоинство фильма — это его стиль. Шекман отказался вписывать команду в современный мир и перенес действие в альтернативную вселенную, застывшую в эстетике 60-х годов. Это решение оказалось удачным. Вместо очередных стеклянных небоскребов и однотипных костюмов нас погружают в мир яркого ретрофутуризма.
Визуально фильм радует. От дизайна штаб-квартиры четверки, здания Бакстера, до забавного робота-помощника Г.Е.Р.Б.И. — каждая деталь работает на создание уникальной атмосферы. Это не просто супергероика, а стилизованная научная фантастика с отсылками к классическим эпизодам «Звездного пути». Правда, за внешней оболочкой порой не хватает глубины — научная фантастика скорее настроение фильма.

Семья вместо командыСемья вместо команды
Второе, за что хочется похвалить, — актерский состав и та химия, которая возникла между артистами. Именно на этом держится весь фильм.
Педро Паскаль в роли Рида Ричардса — стопроцентное попадание. Его Мистер Фантастик не просто гений-всезнайка, а человек, разрывающийся между научным долгом и ответственностью перед близкими. Паскаль мастерски передает его внутренний конфликт, усталость и трогательную неловкость в общении с теми, кого он любит.
Сью Шторм (Ванесса Кирби) — душа и эмоциональный центр команды. Наконец-то Невидимая Леди не функция или банальный любовный интерес, а сильная, умная и волевая женщина, которая старается удержать весь хаос под контролем. Сцена, где она пытается сообщить Риду о своей беременности на фоне надвигающейся угрозы, — одна из самых драматичных в фильме.

Джозеф Куинн буквально рожден для роли Человека-факела. Его Джонни Шторм обаятельный, нахальный, но при этом не скатывается в откровенную пародию Криса Эванса. За его бравадой легко читается желание быть признанным и страх не соответствовать уровню его гениальной сестры и ее парня.
Существо в исполнении Эбона Мосс-Бакрака — сердце и трагедия фильма. Даже под тонной CGI актер передает боль, горечь и сарказм своего персонажа. Его отношения с Ридом, где дружба переплетена с виной, эмоциональный стержень картины. Особенно силен момент, когда Бен отказывается покинуть Землю, несмотря на шанс вернуть человеческий облик.
Главный недостаток картины, как это ни парадоксально, кроется в ее супергеройской составляющей.
Сюжет стартует довольно бодро: четверка уже обладает способностями и пытается с ними жить, как вдруг на пороге появляется вестник конца света — Серебряный Серфер. На этот раз его роль исполнила Шалла-Бал (Джулия Гарнер). Это стало интересным ходом, ведь впервые Серфером стала женщина. Однако сам персонаж, как и ее повелитель Галактус (озвучил Ральф Айнесон), получились на удивление блеклыми.

Галактус, один из самых могущественных злодеев комиксов Marvel, здесь скорее природное бедствие, чем полноценный антагонист. Его мотивация не раскрыта, сомнения и внутренний конфликт не показаны. Финальная схватка решается быстро и предсказуемо, снижая напряжение. Если бы авторы дали Галактусу хоть немного трагизма, как это делали с Таносом или Кангом Завоевателем, он стал бы по-настоящему запоминающимся.
И Серебряного Серфера можно было раскрыть глубже: внутренний выбор между долгом и свободой сделал бы ее историю гораздо сильнее.
Новый взгляд на старых героевНовый взгляд на старых героев
Интересно сравнить этот фильм с экранизациями 2005 и 2015 годов. Если в тех версиях персонажи выглядели скорее как набор функций, лишенных настоящей эмоциональной связи, то у Шекмана появляется ощущение семьи: герои спорят, заботятся, совершают ошибки, как живые люди. Вместо примитивных конфликтов и шаблонной драматургии режиссер предлагает историю, где научные открытия порождают моральные дилеммы, а каждое решение дается через внутреннюю борьбу и жертву.
Картина заявляет о новом направлении для киновселенной Marvel: более камерном, научно-фантастическом и семейном. Это отход от привычной супергеройской формулы и основа для будущих сюжетов. Уже сейчас появляются намеки на расширение космической линии Marvel, возможное столкновение с Новыми Мстителями и более активную роль Галактуса в будущем.

И все-таки — стоит ли?И все-таки — стоит ли?
Фильм получил около 92% на Rotten Tomatoes и 7,4/10 на IMDb. Зрители говорят, что он выглядит стильно, трогает эмоции и радует отличной игрой актеров. Многие хвалят живую химию между героями и необычную атмосферу для киновселенной Marvel. Но есть и недовольные: им не хватает проработанных злодеев, концовка кажется слишком простой, а большого космического конфликта, которого ждали, так и не случилось.
«Фантастическая четверка: Первые шаги» — это, безусловно, лучший фильм об этой команде и один из самых стильных проектов в истории Marvel. Это душевная, смешная и по-настоящему человеческая история о семье, которая учится быть вместе, несмотря на нечеловеческие обстоятельства. Если вы смотрите фильм ради персонажей — получите удовольствие, а вот тем, кто ждет эпика уровня «Мстителей», может не хватить размаха.