Cодержание
В каждом потоке есть невидимая линия. С одной стороны – те, кто прорвался через конкурс и тесты, с другой – те, кто заплатил и просто поступил. Они сидят за соседними партами, пьют один кофе из автомата и слушают одну и ту же лекцию. Но между ними словно проходит тонкая граница — снаружи незаметная, но внутри порой ощутимо напряженная.

Бюджет – моя личная победаБюджет – моя личная победа
«Я знала, что шансов мало. На место – пять человек, – рассказывает Аня, студентка второго курса филфака. – Я не гуляла все лето, решала тесты, пока подруги отдыхали. Когда увидела свою фамилию в списках – ревела. Это была победа не над системой, а над собой».
Для многих бюджетников место – это не просто экономия, а доказательство: они заслужили. Но вместе с гордостью приходит страх – не вылететь, не подвести.
«Когда тебе дали бюджет, ты будто должен быть идеальным студентом. Любая тройка ощущается как приговор», – признается Аня.


Заплатил – и живи спокойноЗаплатил – и живи спокойно
Он напоминает, что платники часто сталкиваются со стереотипом: «заплатил – и живи спокойно». Но на деле у них не меньше давления – только другого.
«Я понимаю, сколько родители вкладывают, и хочу, чтобы это было не зря. Иногда это даже сильнее мотивирует – хочется показать, что ты не просто «оплаченный студент»», – добавляет он.
Бюджетники боятся потерять место. Платники – подвести тех, кто в них вложился. Оба пути требуют усилий, просто фокус разный: одни доказывают системе, другие – самим себе.
Главное — желаниеГлавное — желание
Когда спрашиваешь студентов, кем они хотят стать, никто не отвечает:
«Я хочу быть бюджетником!»
или
«Я мечтаю стать платником!»
Все говорят:
«Я хочу быть профессионалом».
И, пожалуй, это самое честное заявление. Неважно, кто оплатил твое обучение – если за знания по-настоящему платишь ты сам: временем, усилиями и любовью к своему делу.
«Мотивация студентов – это не что-то постоянное: она колеблется в зависимости от курса, от того, что они ожидали и что получили, — отмечает психолог Центра социальной и психологической поддержки МГЮА Ксения Позднякова. – Первокурсники часто сталкиваются с тем, что студенческая жизнь и учеба кажутся легче или интереснее, чем ожидалось. Когда же задания оказываются сложнее, конкуренция выше, а поддержка меньше – мотивация падает». РБК
«Поддерживать интерес к предмету и выбранной профессии помогают практические кейсы, приглашение действующих специалистов, возможность применить знания – не просто слушать лекции, а увидеть, как знания работают на практике», – говорит Позднякова.
Екатерина Чернявская