В истории культуры есть простая закономерность: когда «наверху» начинается турбулентность — кризисы, ограничения, отток крупных игроков, санкции, пандемии, «внизу» оживает настоящее.
Речь об искусстве, которое цветет на почве трудных времен. Андерграунд — первое, что откликается. Вспомнить хотя бы перестроечное кино, советский нью вейв конца 80-х. Сколько там настоящего. Это творчество не каждый замечает, часто это временное явление, хрупкое, но по-настоящему живое. Так ли это сейчас в Санкт-Петербурге? Определенно, да.
Сложные временаСложные времена
Не будем лукавить, если говорить о качестве и количестве предложений, они все таки ориентируются на спрос. Именно поэтому после закрытия одних заведений, клубов, баров и конценртных площадок, открываются другие. Но иногда бывают исключения.
Когда закрылись такие легенды, как «RAF25», «Кружок» или «Грибоедов», на их месте не возникли новые аналоги. Вместо этого появились движущиеся формы: промо-группы, лейблы и независимые вечеринки без постоянной локации. Сегодня место узнаешь в день события — и это часть магии. Это может быть лес, заброшенная усадьба или целый остров с фортом под Кронщтадтом. Это и есть новый андеграунд.
Но конечно идея не нова, это было, есть и будет всегда. Просто сейчас снова пришло время таких мероприятий. Почему? Потому что есть спрос — спрос на «настоящее». Малобюджетное, но живое, порой даже дикое, неформальное. Без нафталина, без гламура. В Питере этого предостаточно.

Помимо старых игроков типа «Систо», VK Fest или «Ладога Фест», подросла новая волна — «Outline», «Signal», «KASTры» и другие, более андерграундные — «Дебри», «Дурь», N.I.M.B, Webcore, Teenage Angst, КОРИДОР и другие. Большая часть из них без бюджета, но с душой и идеей. Это не масс-маркет, это культура, которая говорит с тобой напрямую, без красивой обертки, где ты лицом к лицу с артистом.
Что касается выставок, здесь тоже наблюдается появление новых важных и каноничых имен. За пару лет из маленьких локальных выставок многие вырастают до серьезных проектов. Они становятся важной частью городской жизни. Примеры: Tishina, art blago, шизопропаганда и другие.
Тут надо сказать «спасибо» появлению такого явления как «лофт». Потому что именно в них культурная жизнь действительно расцвела. низкая аренда, удобство расположения. «Делай — не хочу». А желающих выставиться не убавляется, и это приятно. Художники всегда были, есть и будут. Это же Петербург.
Самое поразительное, что эти мероприятия посещают много людей даже без рекламы. И это в век маркетинга и интернета. Порой даже не соцсети, а сарафанное делают свое дело.

Немало в городе и «подпольных театров». Они ставят спектакли на сценах заброшенных кинотеатров в Зеленогорске или покинутых ДК. И все это вне системы Именно тут формируется новый язык искусства и развлечений. Это не «вопреки», это «вместо».
Чтобы сохранить имя и постоянно удерживать внимание, организаторы идут на разные ухищрения. Как правило это коллаборации и интересные задумки (к примеру мероприятия от promo-группы kontrkult).
Развлечения сегодня есть на любой вкус и ценник. Главное — знать куда идти.
Клубная и культурная жизнь Петербурга 20-х не угасла, она просто изменила лицо. Если сравнить ее с докарантинной эпохой, то становится очевидным — заметно изменились количество часов и частота нахождения человека на тусовке. Пандемия сделала свое дело. Молодежь чаще выбирает сон, походы или экономят на этом.
Социологических исследований на этот счет мало. Сегодня главное, чтобы люди не перестали веселиться вообще. Не секрет, что в сфере развлечений лежит огромный потенциал, как социальный, так и экономический. Мы не возвращаемся к доковидной «тусовочной» эпохе, мы создаем новую. В конце концов мы же культурная столица.
И сейчас то самое время, когда рождаются вещи, о которых будут вспоминать как о золотом времени андеграунда.