Эксперты о школьных проблемах
«Я прекращаю работать с детьми» – заявила московский преподаватель английского языка Мария Ковина-Горелик в своем тексте о проблемах детских репетиторов. Причем самих детей учитель как раз проблемой не считает – получать знания, по мнению Марии, детям мешает … школа. «Есть ощущение тотального дисконнекта и нездоровья. Родители не выполняют своих функций. Школа не выполняет своих функций. Приходит репетитор, пытается что-то сделать — и терпит поражение, – пишет она. – … за десять лет школа им вытравливает внутри такие колеи, из которых их потом ничем не выковыряешь».
Школьный прессинг, говорит Мария, превращает даже способных учеников в «водоросль в малиновом сиропе, которая не соображают ни черта». И при всем при этом, мимо учеников проходят десятки нужных навыков:
«Они не умеют думать здесь и сейчас.
Они не умеют пользоваться источниками и справочниками.
Они не умеют применять известное для выяснения неизвестного.
Они не умеют скрещивать информацию, делать выводы, сравнивать, обобщать.
Они вообще не знают, что после «не знаю» могут последовать какие-то действия, кроме «садись, два»».
К Марии присоединились и другие эксперты. «Мы теряем детей, и это не вина родителей. Они не могут встроиться в образовательные программы» – рассказала Новой газете руководитель лаборатории социальной психологии НИИ комплексных исследований Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Ясюкова. Людмила уверена: школа дает детям навыки, а не науку. А без науки у них не получается абстрактно мыслить (да и вообще мыслить в принципе).Да и с навыками у школьников тоже не все в порядке, считает научный сотрудник Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Екатерина Орёл: «ключевая проблема российских подростков – нехватка навыка решения сложных вопросов».
Школьники о школьных проблемах
Школьники пессимизма экспертов не разделяют: «Не согласен со всеми этими высказываниями. Школа дает такие задачи, у которых есть два варианта решения: выучить все от «а» до «я», или как раз начать делать все выше перечисленное» – отвечает экспертам ученик 10 класса Григорий Музуров.
По мнению старшеклассников, эксперты взвалили на школу слишком много задач. Некоторые вещи школьники должны делать сами:
«Навыки вроде «делать здесь и сейчас», «пользоваться источниками и справочниками» вырабатываются сами, если ты не ленишься, и тебе интересен предмет. Некоторые люди не могут быстро найтись и сообразить, что ответить. Этому, скорее, не школа должна учить, а сам человек обязан работать над собой, – рассказывает 11-тиклассница Мария Чернова, – а вот наукой в школе заинтересоваться действительно сложно. Многие учителя дают информацию так, будто бы физика, химия и биология – нечто обычное и скучное».
С тем, что наука в школе – вопрос больной согласна и Анастасия Сидорова (11 класс): «На уроках физики я решаю задачи, подставляя значения в формулы, но практически не понимаю сущность этих формул и самой физики, а объяснять этого и не пытаются. Из-за ЕГЭ нас стали учить прямолинейно и однобоко».
А вот чему еще на самом деле не учат в школе, по мнению самих школьников:
- Не учат применять теорию на практике. И зачем нам тогда вся эта «теория» и формулы? (Юлия Бородинова, 10 класс)
- Не прививают интерес к науке. Я не понимаю, зачем считать логарифмы и интегралы, писать химические уравнения, если ты не собираешься быть учёным. Это отталкивает от науки, хочется побольше интересных фактов и опытов. (Анастасия Сидорова, 11 класс)
- В школе не учат думать, рассуждать, не дают просто почву для этого. Многие винят детей, мол, они ничем не интересуются, но мы же все разные, некоторых необходимо заинтересовать, а этого почти никто не делает (Мария Чернова, 11 класс)
- Не учат творчеству, очень мало сейчас кружков и из-за этого трудно найти себя. Еще хотелось бы больше внимания человеческим качествам, а не умению решать уравнения, как робот. (Матвей Кусакин, 10 класс).
- Не учат общаться. Может, это прозвучит смешно, но мне кажется, лучший способ научить общаться – разговаривать. Не о погоде, не о домашнем задании, а на те темы, которые будут пищей для размышления. Так продуктивно общаться можно только со взрослыми, в школе же взрослый учитель – это только источник информации, что-то неприкосновенное и далекое. И получается, что вместо общения проще поспать на задней парте или посидеть дома в компе. (Мария Чернова , 11 класс).