Почему социальный педагог «выигрывает» у математика, кто такие тьюторы, и как с дипломом педуниверситета можно найти себя в любой сфере, рассказывает Татьяна Ковалёва, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета.
— Перспективы у молодых педагогов сейчас не самые радужные – много возни с бумагами, зарплата не очень высокая, а конкуренция жёсткая. Татьяна Михайловна, как не ошибиться, выбирая профессию?— Независимо от ситуации в стране, всегда есть круг людей, которые твердо решили войти в ту или иную профессию. Как в здравоохранении есть те, кто с детства любит лечить, так и в каждом поколении, в каждой стране, даже какой-нибудь бедной африканской, всегда есть дети, которые любят учить, и хотят стать педагогами. Это, как говорится, от природы. Тем же, кто в мир профессии входит прагматично, взвешивая все плюсы и минусы, я бы посоветовала выбирать не узкие направления вроде «учитель математики», «учитель истории», а делать широкий захват, особенно если вы творческий и разносторонний человек. Например, профессия социального педагога – это всегда разные социальные проекты, и внутри школы, и вне её, в дополнительном образовании. Мне кажется, сейчас, если ты себя очень узко закрепляешь – вот ты учитель математики – ты можешь столкнуться с жесткой конкуренцией. На твою вакансию могут прийти сильные математики из университета, или инженеры, или студенты из других педуниверситетов, конечно же. А если твоя специализация более широкая, ты всегда можешь попробовать свои силы в разных местах, не только в школе.
— Вы возглавляете кафедру индивидуализации и тьюторства. Кем будут ваши выпускники, где смогут себя найти, и вообще – что это за профессия, тьютор?
— Профессия тьютора для России новая, официально принята только в 2008 году. Исторически же она известна уже с 12 века. Пожалуй, это самая гуманитарная профессия в педагогике. Тьютор – это педагог, который специализируется на сопровождении индивидуальных образовательных программ. Он помогает тем, кто выстраивает своё обучение не так, как все остальные. В развитых странах тьюторы работают давно, там у каждого ученика есть своя индивидуальная программа. Школьники могут сидеть в одном классе, но один изучает предмет более глубоко, профильно, другой менее. Это как лего – ты набираешь себе программу сам, у тебя есть три уровня изучения предмета, и ты можешь выбрать любой. Вот такой, американский и европейский тип образования, сильно связан с индивидуализацией. Наша страна пока видит её прежде всего в двух фокусах – работа с одаренными детьми и инклюзивное образование. Но нам важно, чтобы все понимали – тьютор сопровождает не только их, но и обыкновенных учеников в школах, где стремятся к индивидуализации образования.
— А где тьютор сейчас может найти работу?
— Сейчас в российском образовании, в дошкольном, школьном и вузовском, есть перечень должностей, которые могут быть введены. Везде в них есть тьютор. В Москве уже есть продвинутые школы, где не жалеют денег, и работают целые тьюторские команды. Есть школы, где тьюторство вводят в начальном звене, перед выбором профиля обучения. Там, где возникает ситуация неопределенности, выбора – там появляется тьютор. Наконец, он может работать не только в педагогике, а, например, в здравоохранении – быть помощником семейного врача в частной клинике. Тьютор найдет себя и в культуре – это музейный педагог или педагог в театре, отвечающий за работу с детьми.
—Тьюторство – один из небольших шагов к образованию европейского типа. А как скоро вообще у нас будет «как в Европе», и нужно ли это нам?
— Двигаться в эту сторону нужно, и это не страна выбирает. 21 век – это век мощных технологий и индивидуализации. Если раньше не было, например, культуры дизайна, все люди покупали чешские стенки, всё было одинаковым, то теперь каждая семья устраивает квартиру под свой вкус. В одежде люди стремятся не походить друг на друга. Моменты массовости исчезают из нашей жизни, хотим мы того или нет, и линия индивидуализации будет нарастать. Насколько быстро в образовании? Сейчас кризис, и это обойдётся дорого, нужно больше преподавателей, специалистов. Второе – размеры нашей страны. Вот индивидуализация в скандинавских странах, где небольшая плотность населения, выстраивается проще. А у нас сперва надо стандартизировать, чтобы везде была одинаковая база, для начала. Я реалист, и уверена –«завтра» индивидуализации в массовом российском образовании еще не будет. Но то, что мы это обсуждаем, на конференциях, с вами сейчас – это очень важно. Это особенная культурная линия. Современный французский философ Мишель Фуко назвал эти рассуждения культурой заботы о себе. Да, человеку надо социализироваться, участвовать в групповой работе, но он не должен забывать о своих интересах, будущем и собственной культуре.