
Вот так наши молодые ученые покоряют стихии. Артур Каримов (в черном шлеме) вместе с друзьями на реке в Ууксу. Фото из архива героя.
— Артур, расскажи, чем сейчас занимаешься, и почему выбрал робототехнику?
— Сейчас я работаю с численными методами решения дифференциальных уравнений, робототехникой, пишу диссертацию по аэрокосмическим приборам. На все были разные причины. Вот, например, численные методы. Меня пригласили в лабораторию и сказали: мы тут разработали особые методы, они должны быть универсальными для многих задач. В технике ведь почти все описывается дифференциальными уравнениями, и найти более быстрые и точные методы их решения – очень перспективное направление. Но иногда эти методы плохо работают. Поэтому последние четыре года мы с научной группой занимаемся их улучшением, и на некоторых классах задач они уже действительно превосходят все известные. Оглядываясь назад, я удивляюсь, как многое мы узнали за это время, и как поменялись наши взгляды на то, что мы делаем.
Моя диссертация сейчас – продолжение работ научного руководителя, длительное время проектировавшего навигационные устройства в научно-исследовательском институте. В этой области появилось много нового за последние десятилетия, моя задача – обобщить известное и сделать свой вклад.
А робототехникой я занялся так. В прошлом году мне предложили выступить на конкурсе «Умник» с каким-нибудь проектом. Меня давно занимала старинная идея, висящая в воздухе не одно столетие: создать машину, которая заменяла бы художника-живописца. Звучит странно, но даже в двадцать первом веке никто не довел ее до ума. А я увлекаюсь рисованием и хорошо представляю, как этот процесс можно автоматизировать. Подготовил проект, выиграл, теперь работаю.
— Чем тебя так увлекла наука? С чего все началось?
Я с детства любил научно-популярную литературу. Любил ставить опыты по химии. Даже не спрашивайте, сколько из-за них было дыма! Поступая в университет, я очень смутно представлял, что такое современная наука и современная промышленность, а специальность «информатика» я выбрал, потому что IT-сектор что тогда, что сейчас, бурно развивался. Поработав в студенческие годы с разными научными группами, и пройдя практику на предприятиях, я понял, что работа в университете меня привлекает больше всего.
— Вероятно, за эти годы успел многого достичь? Поделишься с нами успехами?
Про методы и «Умника» я уже сказал. В науке я с третьего курса, и сейчас у меня около двадцати публикаций, за плечами – опыт участия в интересных конференциях, победы в олимпиадах, научных и инновационных конкурсах.
— Какова главная задумка твоих изобретений?
Разумеется, я хочу спасти мир (улыбается – ред.). Но если бы не нравился процесс, я бы этим не смог заниматься.
— Предпочитаешь работать один, или тебе близок командный дух?
Время одиночек давно прошло, без команды ничего не сделаешь. Да, по факту, ты работаешь один над какой-нибудь одной задачей, но наличие рядом единомышленников поднимает отдачу от работы на новый уровень. Сейчас у нас в коллективе очень увлеченные студенты, аспиранты и кандидаты наук. Мы вместе ходим на концерты, читаем стихи в литературном клубе и выезжаем на природу. Это выглядит почти как в фильмах. Возможно, в будущем мы организуем несколько инновационных предприятий, где будут работать наши студенты.
— На данный момент вы работаете над каким-нибудь проектом?
Кроме уже описанных, у нас еще есть проекты устройств обработки сигналов, системы сбора данных и чисто программные проекты. Мы стараемся, чтобы они были связаны друг с другом, тогда и результат лучше, и работа идет в команде – а это гораздо веселее.
— Кто помогает вам в реализации задуманного?
Руководство нашего университета часто идет навстречу. Кроме того, у нас есть друзья на других кафедрах, в других университетах, на предприятиях – мы обмениваемся опытом и иногда делаем что-то вместе. Но, конечно, самое важное — поддержка внутри коллектива.
— Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Ты и рисуешь, и стихи пишешь, стоишь за прогресс и постоянное движение вперед. Каких усилий тебе это стоит? Может быть, приходится в чем-то себя ограничивать?
Творческая деятельность – и наука, и искусство – лучше всего идет, когда ты на ней сосредоточен, занимаешься методично и регулярно. Самодисциплина в нашей работе – самое сложное.
— Что вдохновляет на новые идеи?
Сами идеи несут вдохновение. Каждая новая тянет за собой следующую. И еще люди, которые могут многое рассказать и показать. И научные книги, журналы, паблики в социальных сетях.
— К чему стремишься? В будущем планируешь продолжить изобретательскую работу или попробуешь себя в чем-нибудь новом?
В ближайших планах — защитить диссертацию, а также довести до конца текущие проекты. А на перспективу — меня преследует мысль совместить мою работу с увлечением путешествиями. Сделать какую-то интересную вещь для экспедиций – будь то специальная лодка или сверхчувствительный металлоискатель. Еще мы с коллегами часто думаем, что когда-нибудь применим наши знания и опыт в науках, куда редко забредают технари – скажем, в социологии или палеонтологии.
— И, напоследок, может быть, пару напутствующих слов нашим читателям?
Занимайтесь тем, что нравится. Ищите единомышленников, присоединяйтесь к научным группам. А в свободное время путешествуйте. Вот, недавно вернулся из похода и думаю, что сидеть в дружеской компании над водопадом, смотреть на северное сияние и петь про уравнения Навье-Стокса – бесценно.