К экзамену по литературе я начала готовиться за полтора года, думала, что этого времени вполне достаточно, чтобы сдать на высокий балл. Но оказалось, что не к тому готовилась.
Настал этот день, которого я так долго ждала. Хотелось собраться и выложиться по полной, показать все свои знания. Но не тут-то было… Выдают КИМ, приступаю к выполнению заданий по «Герою нашего времени». Читаю вопросы и вроде бы знаю на них ответы, но в какой именно форме вписать слово в бланк, понять не могу. Например, «психологизм» или «психологический». Задания сформулированы некорректно, приходится полагаться на интуицию. Отвечаю в надежде на то, что и тот и другой вариант будут засчитаны как правильные.
Через пять минут с начала выполнения работы сама по себе открывается дверь. Подбегают наблюдатели и закрывают ее, но она продолжает открываться через каждые пять минут. Ребята уже переглядываются и смеются, мол Гоголь в гости пришел. В результате, дверь решают оставить открытой.
Приступаю к лирике в надежде, что попадется Пушкин, Лермонтов или Есенин, но вижу там стихотворение Блока «Осенняя воля». Самое интересное, что его не было в кодификаторе. Приходится включать фантазию и отгадывать символы, пытаясь попасть в точку. Интуиция подсказывает писать сразу на чистовик, а то вдруг не хватит времени. С первым сочинением успешно справляюсь, берусь за следующее, а там прекрасная, безобидная тема осени. Но ведь готовилась я к чему-то сложному… Пытаюсь подобрать два примера из лирики. А мыслей нет. Все стихотворения вылетели из головы. Сижу, а время тикает, покоя не дает. Понимаю, что надо начинать писать хоть что-то. Привязываю к этой теме стихотворения Лермонтова и Есенина, в надежде, что хоть балл, да поставят.
Перехожу к большому сочинению, выбираю произведение Достоевского «Преступление и наказание». Решаю писать сначала на черновик, с Федором Михайловичем надо поаккуратнее. Свои мысли гармонично переношу на бумагу, они моментально появляются в моей голове. В спешке переписываю на чистовик, дописываю последнее слово, поднимаю глаза на часы и тут объявляют: «Осталось пять минут до конца экзамена». Моя рука резко дергается. Мне ведь еще надо перенести ответы тестовой части в бланк, а в спорных моментах еще не разобралась. Приходится быстро принимать решение. Я все же меняю ответ на другой, записываю последнюю буковку в клеточку. И тут говорят: «Экзамен окончен. Положите ручки на край парты». Я думаю: «Фуух, успела! Как же хорошо, что некоторые сочинения написала сразу на чистовик! Кажется, сделала все, что могла».
К сожалению, мои ожидания оказались далеки от реальности. Вместо написанного ЕГЭ на пятёрку, получила пятерку с ноликом. Так много сделано усилий, и так мало получено баллов! Оказалось, что лучше не философствовать сильно, а просто писать так, как думал автор, отталкиваясь от того века, в котором он жил. Сначала хотела подавать на апелляцию, ведь написано у меня все правильно, но меня отговорили, потому что эксперты хотели получить от меня ту же информацию, но немного в другом ракурсе. Да и по отзывам ребят, спорить с ними бесполезно. Они не оставят свою точку зрения и не поднимут баллы, а вот понизить за желание отстоять свои знания могут.
Наверное, надо было держать кулачки не только за хороший КИМ, но и за лояльного проверяющего. Думала, что критерии оценивания сделают результаты ЕГЭ более справедливыми. Но, к сожалению, они так составлены, что субъективность остается. По первому критерию кто-то решит, что тема раскрыта достаточно, а кому-то не хватит изящности мыслей. Так что экзамен по литературе не оставил нас без сюрпризов. Готовьтесь ко всему! И знайте, что в простых вопросах могут быть подводные камни.