В мае редакция «Пять Углов» провела опрос среди 30 факультетов журналистики и их выпускников. И результаты — совсем не утешительные.
Самый важный вывод — глубокая трансформация в профессии
"журналист» уже происходит. Первыми ощущают её выпускники журфаков, которые
зачастую не могут стать полноправными участниками медиарынка из-за недостатка
необходимых навыков и знаний. На это обстоятельство уже указывают и опытные
специалисты.
Однако вузы, которые готовят молодых специалистов в области медиа, пока оказываются самым инертным звеном в этой цепи изменений. Многие из них, показывает опрос, не хотят признавать того, что большое число моделей преподавания уже устарели. Они считают, что всему виной экономическая ситуация и снижение числа СМИ: вот поэтому сокращаются учебные места по направлению «журналистика» и ежегодно уменьшается число бюджетных мест. Но беда в том, что вузы сами не знают, какие специалисты будут востребованы обществом, и работают «по инерции». О падении интереса к изучению журналистики говорит сокращение не только бюджетных мест, но и платных. Эту тенденцию можно легко проследить на примере вузов Санкт-Петербурга: в 2015 году на платное обучение здесь приняли 356 студентов, а в планах на 2016 – уже 266. Многие вузы и вовсе закрывают у себя направление «журналистика», как нерентабельное. Например, в 2016 году «журналистика» исчезла из списка направлений в СПбГУКиТ, да и если смотреть в целом – в 2013 году в городе было 13 факультетов журналистики, в 2015 – 8, а в 2016 – уже 7.
Выпускники же утверждают — все дело в том, что молодые журналисты учатся в институте совсем не тому, чего ожидает от них работодатель. По их мнению нужно существенно сместить баланс в сторону практических занятий и семинаров с действующими журналистами. Также не хватает в программе курсов выпускников
на выходе совсем маленький», маркетингу, основам интернет-рекламы.