Каждый год подкидывают вверх шапочки-конфедератки тысячи выпускников сотен российских вузов – «ура, дурацкая учеба кончилась, да здравствует новая взрослая жизнь!». По всей стране в год оканчивают учебу порядка полумиллиона студентов. Сколько из них штампованных бакалавров, без опыта работы, но с желанием получать от 50 тысяч и выше? Думаете, таких уже нет? Еще как есть, и в лучшем случае они бестолково штурмуют двери ведущих компаний в своей сфере, а в худшем — прячут диплом вместе с обрывками знаний после экзаменов на пыльную полку и идут себе продавцами-консультантами.
На одном из самых популярных сайтов по поиску работы HeadHunter такие специальности как бухгалтер, товаровед, менеджер по подбору персонала уверенно держат топовые позиции. Стоит ли учиться четыре года, заплатить 400 тысяч рублей (порой только за два семестра), потратить столько времени и сил ради того, чтобы выполнять работу, на которую хватило бы максимум двух лет обучения в техникуме, а то и двух месяцев стажировки? «Но ведь без "корочки" никуда не берут», — протяжно ноет абитуриент. И что тут поделать, если в стране чуть ли не от уборщицы требуют хоть какую-нибудь вышку?
Многие учатся, потому что надо, потому что так принято, потому что система. Даже не учатся — отучаются. Отучаются мыслить критически, искать информацию, читать дополнительную литературу, принимать решения. Вот они, наши будущие студенты: журналисты, которые хотят прославиться; управленцы, готовые уже на первом курсе откусить руку вместе с «шуршащими»; экономисты, у которых на всем факультете меньше мозгов, чем в голове одного программиста. И все, как на подбор, с абсолютно бесполезными корочками.
По теме: 65% россиян не нуждаются в высшем образовании
Бюджет на десятки гуманитарных специальностей (куда выпускники идут толпой, потому что «я ничего больше не умею», «зато работа точно будет!» и коронное «ну хоть какой-то диплом») стали сокращать. Но и это не останавливает. К примеру, в Северо-западном институте управления РАНХиГС при президенте РФ около 80% направлений подготовки не имеют бюджета, и все равно идет борьба — на одно платное место претендуют около 4-5 человек.
И не столько специальности становятся ненужными, сколько учащиеся на них люди. Так что в первую очередь бороться надо с востребованностью и модой «любых» дипломов. Одновременно с этим — поднимать престиж и популярность средних профессиональных учебных заведений, что среди нашей нации стереотипов дается очень непросто. Система образования меняется от года к году. Результаты и реальность новых законов мы увидим только через лет так пять, когда «подкинут шапочки» сегодняшние абитуриенты, а пока можем только размышлять.
Придем ли мы сокращениями вузов, заявлениями про «65%-35%» к олигархии высшего образования? А даже если и вильнет дорожка, разве это плохо? Бюджет никто не отменял и не собирается, конкурсную основу пока тоже, а для отбора лучших из лучших в ведущих вузах есть отдельный этап — творческое собеседование и сочинения. А ведь это сразу отсеивает просто удачно сдавших и некомпетентных личностей. Почему бы не ввести такую систему и для остальных? Долго, конечно, зато эффективно.