Плохое хочется поскорее забыть, а хорошее — напротив, хранить в памяти как можно дольше. Глупо, конечно, делить войны на «хорошие» и «плохие», но обратите внимание: такие страницы нашей истории, как Ледовое побоище или Сталинградская битва, Бородино или Великая Отечественная, помнят все, а вот о Первой мировой, основных ее событиях и датах еще недавно из числа, по крайней мере, моих сверстников знали единицы. Может потому, что Первая мировая в школьном учебнике, да и у государства была не в почете (захватническая, империалистическая etc.) — и память о ней чудесным образом стерлась. Точно такая же история с еще более кровавой войной — Гражданской, последовавшей за мировой.
И вот несколько месяцев назад, в канун столетия Первой мировой, мы начали вспоминать. Тут и памятники, и интервью в газетах, на сайтах, и даже речь президента, призывающего к «просветительской работе». Работу быстренько провели, и сегодня, по результатам опроса Фонда «Общественное мнение», назвать годы Первой мировой могут уже девять из каждых десяти соотечественников. Ну а кроме того, что помним? Мало. Просвещение это сводится чаще всего к упоминанию о «самых больших потерях» (интернет-любители истории негодуют) или обвинению революционеров, помешавших якобы победе русского воинства. На самом же деле акценты эти, мягко говоря, не совсем точны, отмечают специалисты. Может, от поверхностного знания собственной истории, а может, быть потому, что в очередной раз круглая дата стала поводом для манипуляцией историческими фактами в сугубо пропагандистских целях. Мы с приятелем не поленились, поискали в Гугле и мнение о Первой мировой составили совершенно другое, чем предлагают многие средства массовой информации.
Для чего «редактируется прошлое», раскручивается военно-патриотическая тема? Для поднятия боевого духа? Но куда же выше? В нашей стране культ Победы 45-го и так, кажется, более распространён, чем Ислам в Иране. Нет, я согласен: государству и обществу необходимо воспитывать своих граждан в почтении и уважении к героям и защитникам Отечества, но хотелось бы воспитываться на реальной истории, а не на выборочных фактах и не для решения каких-то сиюминутных пропагандистских задач. Думаю, в события прошлого надо разбираться самому и с тем же рвением, с которым мы обсуждаем и изучаем события текущие. Которые тоже, кстати, в свое время станут историей. Иначе получается: не помню, не знаю, но горжусь!
Максим Жабко