Скажите, вы знаете, кто такие были пионеры, чем занимались, какая у них была организация? Конечно, что-то вы слышали, хотя бы от своих родителей, но вот в деталях, фактах, фотографиях? Мы решили с помощью старых подшивок «Ленинских искр» (с 1991 года — «Пять углов») восстановить этот пробел. Оказывается, пионерская организация имела свои раньше газеты и журналы, миллионы юных читателей и нештатных авторов, или как их тогда называли, деткоров и юнкоров (юных корреспондентов). Они присылали сотни и сотни заметок со всех концов страны в «Пионерскую правду» и «Ленинские искры», в журналы «Костер» и «Пионер». О чем они писали? О том, чем жила страна Пионерия.
Тогда была широко известна фраза «Пионер – всем ребятам пример». Потому что пионеры старались хорошо учиться. Они выручали и помогали друг другу, всегда поддерживали позитивный настрой. Например, в заметке «Мише помогли учиться», опубликованной 15 марта 1934 года деткор Абрамов рассказывает о шестикласснике школы №15 Выборгского района Ленинграда, который ничего не делает на уроках и получает «неуды». Его одноклассница Ира Паш, лучшая ученица, взяла шефство над Мишей по физике, математике и географии, и учеба у Миши «пошла лучше».
Еще одно пионерское качество – трудолюбие. В одном из фельетонов рассказывается о 12-летнем Юре, который убежден, что родители обязаны его поить и кормить, ухаживать за ним, оплачивать репетитора, поскольку сам не справляется с домашними заданиями. Со слов репетитора, этот Юра – «маленький деспот» и «иждивенец», так что в конце концов студент-репетитор от выгодной работы отказывается. Фельетон так и называется: «Объявим войну трутням и баричам». И даже карикатура есть под текстом – лежащий на диване в вальяжной позе мальчик в пионерском галстуке. А рядом заметка деткора Киры Морозовой: «Шефствуем над избами ударников. Наш Мошенский отряд начал поход за чистую колхозную избу…». Или вот заметка «Оттурицкая чина», опубликованная 5 октября 1940 года. Суть ее в том, что юные натуралисты из Оттурицкой школы выращивали замечательные овощи на своем участке и для расширения опытов Областной земельный комитет предложил ребятам денежные средства. Но юннаты ответили: «Денег не нужно, мы хотим все делать своими руками». Очень скоро подобные опытные станции стали организовывать при сельских школах по всей стране.
Много интересного можно узнать со страниц «Ленинских искр»,. Мы словно заглянули в далекую, странную, но по-своему увлекательная жизнь, которой жили наши бабушки и дедушки. Какие-то слова в заметках и репортажах вызывали у нас недоумение, и приходилось гуглить, чтобы понять их значение, какие-то фразы вызывали улыбку. Но за всеми этими заметками и фотографиями вставала история наших предков, нашей страны, и в этой истории было столько тяжелых испытаний и побед, которыми можно гордиться. Открыв любой номер, можно было найти интересные материалы из жизни ровесников, а их увлекали и шахматные чемпионаты, и живописные полотна Репина, азы дрессировки и приемы рукопашного боя, тимуровское движение и театральные премьеры. И многие статьи не просто сообщали любопытную информацию, но советовали, как лучше провести собрание, защитить саженцы от мороза, собрать книги для колхозной библиотеки. И это было нормой для пионерской организации и для газеты. Остается только пожалеть, что у современных ребят нет такой страны Пионерии и такого всероссийского издания, вокруг которого можно было бы объединиться, делая что-то полезное для людей и для страны.
Валерия Большакова, Ольга Дрозд, Ю.В. Кузнецова, школа №189