Cодержание
Способы подготовки
Выпускникам лучше заранее выбрать одно-два направления из
списка тем, которые им ближе, определить те произведения, на примере которых
они могут раскрыть эту тему. Если им не нравится формулировка темы на экзамене,
значит, они выберут другую «заготовку».
Одиннадцатикласснику надо перечитать литературу, которую он
проходил ранее. Например, если тема «Честь и бесчестие», конечно, сразу
вспоминается произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка», которую изучают в
восьмом классе. Следует заранее письменно анализировать фрагменты тех книг,
которые можно будет привести в качестве примера по данному направлению.
Можно даже написать вступление-размышление, дать понятиям
толкование. Во всех формулировках заложен принцип контраста, противопоставления,
а предварительные размышления на этот счет могут пригодиться.
С чем придется столкнуться
Не думаю, что ребят могут ждать какие-то неприятности. Если
человек готов, точно знает произведения, которые он будет использовать, как
пример, ему ясна концепция и авторская позиция, то все будет хорошо.
Советую весь учебный год писать заготовки – показывать их
учителю. Мы, например, так и делаем. Преподаватель проверяет, возвращает
сочинение с исправлениями, которые нужно принять во внимание.
Чего ожидать
Планируется ввести дифференцированную оценку за сочинение. Уже
сейчас существует такая практика в десятом классе. Следовательно, наши
одиннадцатиклассники уже через это проходили – писали тексты в прошлом году.
Мне кажется, что, если мы все-таки придем к этому, тогда надо, чтобы
университеты доверяли учителю, поставившему оценку, и она засчитывалась при
поступлении.
Кроме того, идет речь о введении устной части в экзамене по
русскому языку ЕГЭ и ОГЭ. Лично у меня это вызывает сомнения и волнение, потому
что это еще никак не проработано. К счастью, это все произойдет не в этом году,
по крайней мере, Петербург не участвует в эксперименте.