Отечественная киноклассика богата великолепными картинами, которые пользуются популярностью до сих пор у людей всех возрастных категорий. Многие киноленты были созданы по мотивам каких-либо художественных произведений. Это касается и моего любимого фильма — творения режиссера Андрея Тарковского «Сталкер», основой для которого послужило произведение братьев Стругацких «Пикник на обочине».
Когда сравниваешь «Пикник на обочине» со «Сталкером», видишь массу отличий в сюжете. Книга более богата в сюжетном плане: в ней присутствует больше линий, помимо основной. Тем не менее, фильм произвел на меня большее впечатление благодаря философскому содержанию. По сюжету фильма Сталкер - человек, зарабатывающий себе на жизнь тем, что водит людей в особое место, исполняющее желание и получившее название Зона. Он ведет туда двух других главных героев — Профессора и Писателя, путешествие которых и является основной линией в сюжете.
Говоря о фильме «Сталкер», хотелось бы отметить, что основной идеей Тарковского, на мой взгляд, стала идея духовного кризиса человечества. Режиссер поднимает проблемы нравственности, веры, назначения человеческой жизни. Сам Тарковский видится мне не столько режиссером, сколько художником. Он как бы рисует кадр, даря зрителю огромное эстетическое удовольствие и создавая особое настроение. По-моему, наполнение кадра несет определенную смысловую нагрузку. Грязь, серость, унылость окружающего главных героев пространства, руины, наполняющие его, выражают идею внутренней пустоты людей, разрушенной духовности. Сама Зона для меня аллегория человеческой жизни. Она полностью отражает состояние и поступки, возвращая их обратно в виде непредсказуемости и ловушек. Самые длинные тропы здесь самые безопасные, и никто никогда не возвращается назад теми же путями. В этом видится отсылка к человеческому пути, проделываемому ради цели. Слова Сталкера о том, что Зона ведет себя с человеком так же, как и он себя с ней, воспринимаются мной как аллюзия на «золотое» правило нравственности: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. В этом видится духовное наставление Тарковского. Сталкер символизирует собой веру, отражает мировоззрение режиссера: он говорит о гибели, к которой приводит сила и черствость, о том, что лишь слабость и гибкость помогают достичь поставленных целей. Тарковский заставляет зрителя взглянуть на свою жизнь, посмотреть на самого себя изнутри.
Книгу братьев Стругацких «Пикник на обочине» я прочитала уже после неоднократного просмотра фильма, который очень повлиял на мое восприятие литературного произведения. Зона по-прежнему для меня аллегория человеческой жизни, но в рамках советского общества 1970-х годов. Ряд историков говорит об этом периоде как о времени кризиса советской идеологии. Мне кажется, что Стругацкие хотели передать идею кризиса советского общества и сказать об окружающих их проблемах. По Стругацким, Зона переполнена огромным количеством артефактов, многие из которых опасны, а другие, наоборот, являются очень ценными. Здесь можно увидеть проблему нравственного выбора человека: как он поступит с тем, назначения чего не знает, но может использовать как во зло, так и в добро. Образ Сталкера отражает еще одну нравственную проблему. Он — человек, зарабатывающий себе на жизнь, рискуя ей. В этом видится конфликт идеалистических и материалистических идеалов. Его образ также отражает проблему человеческого эгоизма. Сталкер Стругацких символизирует духовный кризис людей.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что вряд ли взаимодействие Тарковского и Стругацких можно назвать спором. Это диалог. Тарковский продолжает размышления Стругацких, углубляясь в философские проблемы, касающиеся человека. Хоть режиссер и добавляет что-то свое, оно продолжает книгу, помогает лучше понять ее.
Софья Каминская, 10 «А» класс, ГБОУ «Академическая гимназия №56»