Смысл войны всегда был одним и тем же, что тысячу лет назад, что сейчас. «Любая война служит историческим уроком для последующих поколений, своеобразным наставлением на будущее», - именно эта мысль является основой высказывания Семена Гудзенко. И действительно, в связи с обострением политических отношений с Украиной и странами Запада такого рода урок в наши дни особенно востребован. В моей жизни роль так называемого «исторического наставника» выполнили два моих, пожалуй, любимейших произведения: «На западном фронте без перемен» немецкого писателя Эриха Марии Ремарка и «Метро 2033» российского писателя Дмитрия Глуховского.
Для меня «На западном фронте без перемен» оказался своеобразным зеркалом, в котором ярко и критически описываются события Первой мировой войны. Повествование идет от лица солдата Германской империи Пауля и его фронтовых товарищей. Автор уделяет большое внимание рутинной жизни солдат: их страданиям и радостям, их переживаниям и эмоциям, боли и счастью. Помимо того, в романе по-настоящему живо описывается и показывается катастрофичность войны. На мой взгляд, один эпизод особенно хорошо демонстрирует, насколько война противоестественна и трагична по своей сути.
Когда Пауль, отправившись на разведку, попадает под перекрестный огонь и прячется в воронке от снаряда, он ранит ножом французского солдата, который тоже решил найти убежище в этой воронке. Но в Пауле просыпается человечность и жалость по отношению к умирающему французу: немецкий солдат проводит всю ночь с раненым, плача и утешая его, переживая его боль, пока тот не умрет. Этот эмоционально насыщенный эпизод наглядно показывает, что война – это прежде всего массовое кровопролитие, в котором участвуют незнакомые друг другу люди, вынужденные сражаться между собой и убивать друг друга.
Сам Эрих Мария Ремарк на себе пережил ужасы Первой мировой войны, и именно поэтому читатель видит эту боль так ярко, будто сам присутствует на этой бойне, несет это бремя на себе. «На западном фронте без перемен» является произведением, которое подробно повествует о том, что такое война и отображает все ее ужасы. Этот роман подтверждает мысль, высказанную Л.Н.Толстым в романе «Война и мир»: «Война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Прочитав книгу Ремарка, я убедился в том, что слова классика справедливы и относятся к любой войне.
Фантаст Дмитрий Глуховский в антиутопии «Метро 2033» повествует о тех страшных последствиях, к которым может привести война. В романе описывается мир, в котором война привела к глобальному ядерному конфликту, оставившему цивилизацию в руинах. Те немногие, кто пережил ядерные бомбардировки в метро, вынуждены выживать в холодном, опустошенном и мертвом постапокалиптическом мире, где жизнь людей полна страданий, лишений и ужасов. Автор создает пугающе реалистичный мир, используя множество эпитетов при описании руин Москвы и последних подземных оплотов цивилизации, часто применяет емкие сравнения. К примеру, описывая тоннели метро, фантаст сравнивает их с гигантскими червоточинами. Также писатель применяет олицетворение, чтобы сделать постъядерный мир еще более пугающим: даже тьма в метро представляется чем-то одушевленным, она сводит с ума персонажей романа и леденит душу читателя. Всем этим автор книги показывает, насколько могут быть ужасны последствия войны.
Интересно, что Дмитрий Глуховский является нашим современником, и в своем романе он демонстрирует, к чему война может привести человечество сейчас, поэтому антиутопия «Метро 2033» является не просто наставлением, а предупреждением о том, что война – это нечто жуткое, приносящее смерть и разрушения.
Итак, руководствуясь приведенными примерами, можно утверждать, что произведения о войне интересны современному читателю как исторические уроки прошлого, которые могут помочь избежать страшных последствий в будущем.
Жалалис Лукас 10 «Г» класс, ГБОУ «Академическая гимназия №56»