О первом опыте в познании нецензурной лексики
Сергей Шнуров: «Я прекрасно помню тот солнечный день, когда в мой мир детства вошел мат. Мне было шесть лет, и я ходил в музыкальную школу на подготовительные курсы. После занятий я, мальчик со скрипочкой, шел домой через проходной двор, а во дворе играли старшеклассники в футбол. И один все время говорил «уеп». Мне тогда казалось это очень сильным выражением, потому что все так с пиететом смотрели на него. Потом я пришел домой и говорю: «Пап, я узнал интересное слово «уеп», что оно значит?» И он мне естественно ответил: «Вырастешь – узнаешь». Я вырос где-то на следующий день, мне объяснили мои же подельники по скрипке, что это примерно значит. Это было в апреле весной».
Александр Эткинд: «Не помню этого дня, но при мне матерились одноклассники всегда, и я с ними, а дома у меня никогда не матерились: родители были интеллигентными. Мне кажется, говоря о мате, это самое важное: кто с кем употребляет эти слова, кто с кем не употребляет: мужчина с мужчинами, мужчина с женщинами, женщина с детьми. Важно не то, что это значит, а как оно живет».
О «воспитанных тварях»
Сергей Шнуров: «Я ничего против не имею тихих и воспитанных тварей. Пусть они тоже будут в широте палитры представлены. Без них было бы гораздо скучнее, мы не могли бы говорить, что лучше и что хуже. Для сравнительного анализа: тихие воспитанные твари должны быть, чтобы мы на их фоне выглядели такими замечательными, успешными и красивыми. Тихая воспитанная тварь - фигура мифологическая в наше время. Вы почитайте, что пишут в интернете. Где эти тихие воспитанные твари, я не знаю, но, видимо, не в интернете. Не может быть матерящийся человек приличным».
Александр Эткинд: «Я думаю, что это природа человека. Это было во все времена. Почитайте античных авторов, там всегда были подлецы, которые выглядели приличными людьми и наоборот».
О женской доле
Александр Эткинд: «У меня есть вопрос к Сергею. Связан ли успех группы «Ленинград» с тем, что ты материшься? У меня есть соображение, что впервые вот в таком масштабе и жанре ты дал голос женщине. Мне кажется, что все твои последние клипы - это развивающийся сюжет, раньше это было не так сильно, а сейчас ты все больше идешь к этому. На самом деле группа «Ленинград» о тяжелой женской доле?»
Сергей Шнуров: «Весь успех группы «Ленинград» в том, что присутствие ненормативной лексики резко сокращает дистанцию между артистом и зрителем. Мы буквально переносимся в бар, где человек человеку брат. И нет никакого матерного языка. Есть русский язык во всем его объеме, не нужно выделять его.
Группа «Ленинград» — это инверсия Пугачевой. Пугачева за кулисами. Та Пугачева, которая не небожитель, а та, которая после концерта пришла в гримерку и поет своей домработнице о тяжелой судьбе без «лабутенов». Раньше не было так выпукло и ярко, что мы живем во времени сильной женщины, что женщина является тем самым двигателем, вплоть до экономики. Все новые коллекции «Прада», «Гуччи» делаются в основном для женщин. Мужчины этим не интересуются. Даже новые автомобили мужчинам не так интересны — им в принципе было бы достаточно «Жигулей». Мы оказались в женском мире»
Читайте нас ВКонтакте: