«Тарас Бульба, это же твой ребёнок!» ПУ побеседовал со старшеклассниками о нелюбимых литературных героях и о том, почему школьной программе не хватает Джоджо Мойес.
— У меня сильная антипатия к Катерине из «Грозы». Инфантильная неврастеничка, на мой взгляд! Сам Островский не так уж и плох, пишет красиво, а главное – проницательно, очень цепляет. Ну и по главному герою автора не судят.
Ещё мне не нравится Дуня Раскольникова – за нелогичность. Её расчетный брак с Лужиным – она ведь знала, на что шла, но ситуация вышла из-под контроля и дошла до кондиции. Ей надо было что-то предпринять, а она пустила всё на самотёк.
Но больше всех меня бесит Евгений Онегин. Главный герой Пушкина – сноб и эгоцентричный мудиндель! Растоптать чувства юной девушки, после замужества признаваться её в любви и застрелить друга на дуэли только из-за боязни осуждения общества. Это уже перебор!
А вот Печорин не так однозначен. Он пытается разобраться в себе, в людях, это личность, которая вечно занимается самобичеванием. В Онегине я этого не вижу – зазнавшийся эгоцентрик. Даже больше скажу – просто недогедонист с наклонностями к мазохизму!
На мой взгляд, хорошо, что в школе остаются старые правила обучения. Классика будет современна независимо от технологий, которые придумает себе общество. Я рада, что иногда нас даже заставляют это всё читать – почитать современную литературу я могу и сама. Да и уровень её сомнителен. Если сейчас самая популярная книга - эротическая фантазия какой-то тетки, то мне страшно думать, что будет популярно и интересно дальше… — Сабина Вахидова, 11 класс
— Чтобы по всем пунктам нелюбимый герой – такого нет, но иногда в произведениях люди совершают поступки, к которым я отношусь неодобрительно. Например, Андрей Болконский эгоистично себя повел, бросившись за славой и оставив при этом беременную жену. Глупо вел себя Базаров, стремясь всё время нарваться на конфликт. Печорин разочаровал своим отношением к Бэле как к игрушке.
В школьном курсе мне не хватает зарубежной литературы. Русская классика, конечно, замечательная, но её стоит немного разбавить. Вот я просто терпеть не могу «Слово о полку Игореве», даже в адаптированной версии ничего непонятно. Из программы я бы его не убрала, но сократила бы часы и не выносила на экзамен.
А ещё грустно, что в школьной программе почти нет публицистики. Может, стоило бы добавить статьи Герцена, Чернышевского и ещё многих славных ребят. — Юля Мелентьева, 10 класс.
— Мне никогда не нравился Тарас Бульба. Да, не отрицаю, он был человеком чести, но зачем было убивать своего сына, свою родную кровь? Мне это непонятно. Да, честь казака и всё такое, но это же твой ребёнок!
Ещё из нелюбимых — госпожа Простакова из «Недоросли» Фонвизина. Она жестокая, бесчеловечная помещица, которая ради денег может пойти на всё. Фонвизин высмеивает жадность людей, которые ради богатства совершат любую пакость. И я согласна с ним – такие люди вызывают смех и искреннюю жалость. Это банально, но истина: добрый человек может обрести нечто большее, чем просто кучу бумажек. — Диана Мирзоева, 10 класс.
— Какой герой мне не нравится? Пугачев из «Капитанской дочки» Пушкина. Пьяница и самозванец. Да к тому же жесток и несправедлив. Казнил людей за неповиновение в крепости – убийца! Бунтовал против тирании, а сам-то чем лучше? Правильно, что его убивают. Справедливо для такого «бунтаря».
Из любимых прозаиков выделю Булгакова, хотя его нет в школьной программе 9-го класса. Еще Достоевского и Горького, их книги могу перечитывать по нескольку раз. А вот любимый поэт – Сергей Есенин. Его стихотворения наполняют душу красотой, ностальгией, сотней чувств… Это великий поэт. — Дмитрий Ларионов, 9 класс.
— Пугачев – это вообще что-то страшное! Русский бунт страшен в принципе, но насколько он жесток в своем стремлении к свободе! Сколько казней в Белогорской крепости! Реально хочется спросить – а судьи кто? Какое право он имел решать судьбы людей? Меня это возмущает просто до глубины души.
В школьной литературе я особое место выделяю «Преступлению и наказанию». Я и времени не наблюдала, когда его читала. Очень тонкая психология, замаскированная в лихо закрученный сюжет! А вот Толстой мне совсем не близок, я считаю, его нужно читать в более зрелом возрасте. Мне не особо интересен роман «Война и мир», который мы сейчас проходим. Читаю его и чувствую себя 50-летней старухой… В программе очень не хватает зарубежной литературы – Оскара Уайльда, Рэя Брэдбери, Мопассана. Может быть, даже что-то из Джоджо Мойес. Мне очень нравится то, как она описывает и передает чувства между героями, я прям чувствую душой все их радости и переживания. Если читаю — то и вторую часть, и дальше, а произведения школьной литературы приходится читать и независимо от моего настроя и интереса. — Милана Афашокова, 11 класс