Угнетающая тишина нависла в воздухе зала судебного заседания. Адвокат нервно оттягивает ворот своей белой рубашки. Подсудимая, покусывая нижнюю губу, старается выглядеть спокойной. Прокурор смотрит прямо в глаза. Свидетели и эксперты молча ждут своего выхода. Секретарь уже попросил всех встать. Главный судья, заняв своё место, громким раскатистым басом объявляет об открытии судебного заседания. Раздался резкий стук деревянного молотка. Зал замер в ожидании…
На самом деле из всех тех, кто есть на этой картине, только главному судье уже за 17. Это студент 4-го курса из института правоведения и предпринимательства. А остальные – ребята из 8-10 классов школы №530. Адвокату 17, подсудимой 15, а прокурору вообще 14! Как и почему столько детей оказалось в суде? Рассказываю от лица адвоката.
«Конкурс учебных судов» — большой проект, который организовывает ИПП (Институт правоведения и предпринимательства) уже в шестой раз. 19 школ из Пушкинского, Колпинского, Московского, Невского и Фрунзенского районов Санкт-Петербурга участвовали в этом году. Цель конкурса, в общем-то, не мудрёная: познакомить учеников старшей и средней школы с основами правоведения и правилами ведения судебного процесса. Можно, конечно, просто посмотреть любимый «Суд присяжных» на НТВ, но полное погружение и осознание всего процесса можно получить только таким образом.
Конкурс проходит в три этапа: 1) Тест на знания основ права, уголовного кодекса и судебного процесса. Эссе на тему правоведения. 2) Судебное заседание в специально оборудованном зале ИПП 3) Финальное судебное заседание, куда попадают только три команды, набравшие в сумме больше всех баллов за первый и второй этап. Оно проходит уже в суде Пушкинского района, а в качестве жюри выступают преподаватели ИПП, представители правоохранительных органов и администрации района.
Наверное, возникает много вопросов: Как именно проходило заседание с участием школьников? Какие роли там были? Насколько это всё реалистично? Как и кто нас готовил?
Как и на всех больших и серьёзных заседаниях у команд должны были быть: прокурор, адвокат, подсудимый(-ая), секретарь, судебный пристав и свидетели как со стороны защиты, так и со стороны обвинения. В нашей команде было четыре свидетеля и два эксперта.
За два месяца мы должны были придумать правдоподобную историю настоящего преступления. После нескольких собраний мы разыграли такую штуку. Подсудимая – Кира Малиновская, талантливая актриса театра «Тёмные аллеи». Её подозревают в том, что она сделала ложный звонок о заложенной бомбе в театре прямо во время премьеры (по сценарию она действительно это сделала). Михаил Берлиоз – директор и главный постановщик. Имеет 7 детей от 5-ти браков, в том числе и от Киры. Яростно обвиняет её. В близких отношениях с Васильевой, актрисой театра и ещё одной свидетельницы дела. Данилевская – утверждает, что видела Малиновскую близ театра. Грибоедова – лучшая подруга подсудимой. Утверждает, что они вместе пили чай у неё в гостях в день преступления. Среди доказательств: окурок, найденный у телефонной будки, отпечатки пальцев и запись на устройстве.
Основную работу, конечно же, проделали наши кураторы – Екатерина Пяхна и София Шильникова. Это студентки второго курса юридического факультета ИПП. Впервые курируют команду школьников. Они научили нас основам судебного процесса, а также оформили все документы для судебного дела, которое нужно было отдать судье. Представьте себе, это около 60-ти страниц канцелярского текста! Работа просто огромная!
Екатерина и София делятся впечатлениями о конкурсе:
Каково это было готовить команду школьников, которые почти ничего не знают о судебном процессе? Какие были сложности?
Е: Главная сложность состояла в том, чтобы согласовать время встречи. Очень уж занятые школьники нам попались)
С: Трудность была в том, чтобы собрать всю команду. Однако было классно погружаться в атмосферу всеобщего творчества, а тем более работать с такими талантливыми и разнообразными детьми. Так как я люблю юриспруденцию, то рассказывать и обучать тонкостям других только в радость.
Как выступила команда? В чём были ошибки? И в каких моментах ученики превзошли ожидания?
Е: «На мой взгляд, и взгляд многих, кто смотрел это выступление, команда выступила отлично, особенно, если учесть тот факт, что это их первый опыт. Ошибок было немного, причиной которых, как мне кажется, стало волнение ребят, а также ограниченное количество времени на подготовку. Очень порадовало, что смогли сориентироваться, погрузиться в процесс и сымпровизировать, превратить выступление в «конфетку»».
С: «В целом я в восторге от выступления. Мы с Катей верили в вас, однако нервы «дергались» на самом процессе. Превзошли все ожидания, особенно когда пошла полная импровизация. Очень стойко все выдержали вопросы от судей, что порадовало».
Наш капитан команды и в то же время наша подсудимая, Виталина Ваничева, тоже дала свой комментарий:
Какие были сложности в подготовке? Какие отметишь особенности в роли подсудимой?
«Сложностей, на мой взгляд, не было. Просто нужно было вжиться в роль и ни при каких обстоятельствах не выходить из неё. Было забавно, т.к. я актёр и играла роль актёра. Мне, как театралу, была очень интересна подготовка и само мероприятие. С Точки зрения организационных вопросов, тоже всё понравилось. За 7,5 лет я кого только не играла, но роль подсудимой был мой первый раз. Я немного виню себя за то, что не показала все свои эмоции».
Наш прокурор, Иван Исаев, ученик 8-го класса, также поделился впечатлениями:
Каково это играть одну из самых ответственных ролей? Какие ты можешь отметить сложности и особенности в роли прокурора?
«Несомненно, это очень сложно и важно, ведь без прокурора суд – это не суд. Самым сложным для было оставаться серьёзным и не засмеяться в ненужный момент. Так же нелегко когда что-то идёт не по сценарию. Но ничего «выпутаться» всегда можно. А так, быть прокурором очень достойно и я считаю, что мне и моим товарищам выпала огромная честь быть участниками судопроизводства. Надеюсь, в реальной жизни у нас не будет такого опыта».
Подытожив, можно сказать, что эти игры пошли каждому на пользу. Это и погружение в мир правоведения, это и полезные знания о том, как происходит судебный процесс, это и развитие навыков импровизации, ораторства и актёрского мастерства. Кстати, самое забавное то, что в итоге нашу подсудимую оправдали, не смотря на количество доказательств против неё! Так что, если вам выпала возможность играть роль адвоката или прокурора, то это ещё и отличное развитие стратегического мышления! Если вам когда-нибудь предложат участвовать в «судах» - не отказываетесь! Вы не пожалеете!