Проверяющий эксперт рассказал «ПУ» о самых распространенных ошибках в ЕГЭ по литературе прошлого года. Итак, на что нужно обратить внимание при подготовке:
Чаще всего в тестовой части это ошибки при выполнении задания 4 (например: персонажи - старый князь
Болконский, князь Андрей, княжна Марья - живет в родовом имении, критически
относится к политике Александра I, берет уроки алгебры и геометрии, участвует в
борьбе за наследство Пьера Безухова, вращается в петербургском светском
обществе. Задание: установить соответствие. Экзаменуемый отвечает следующим образом: старый князь участвует в борьбе за наследство, княжна Марья
вращается в петербургском светском обществе, князь Андрей живет в родовом
имении и критически относится к политике Александра I.).
Ответы свидетельствуют о незнании текста в данном случае романа
Л.Н.Толстого «Война и мир». Очень часто школьники ограничиваются ознакомлением
с кратким содержанием произведения или с его экранизацией, не читая
первоисточник. Если экзаменуемые выходят на экзамен, прочитав произведение в
кратком содержании (не всегда профессионально написанным), то в лучшем случае
они имеют представление о развитии сюжете, без каких-либо подробностей. Об
авторской позиции, о художественном своеобразии, как и о важных эпизодах самого
сюжете дети не имеют представления. Этим и объясняются ошибки, как в тестовой
части, так и в заданиях 8,9,15,16,17.
Второй вид ошибок можно отнести к коммуникативной некомпетентности сдающих экзамен.
Школьники не понимают формулировки заданий: их спрашивают одно, они отвечают другое.
Чаще всего в этом случае излагают в сочинениях все, что вспомнили на экзамене о произведении. Например: тема сочинения (задание 17) «Почему роман «Отцы и дети» не заканчивается со смертью Базарова?». Экзаменуемый пишет о нигилизме Базарова, о его одиночестве, даже о его отношениях с родителями и с А.С.Одинцовой (то есть демонстрирует знание текста романа), но не отвечает на поставленный вопрос, а значит, не раскрывает тему сочинения, подменяя ее пересказом содержания или даже анализом образа одного из главных героев.
Нельзя не сказать об ошибках, которые возникают при выполнении задания 15 (анализ лирического произведения). При выполнении этого задания часто школьники демонстрируют неумение анализировать стихотворный текст и ограничиваются явным или скрытым пересказом стихотворения, предложенного для анализа. В этом случае можно говорить о том, дети не владеют основными приемами анализа лирического произведения.
Второй вид ошибок можно отнести к коммуникативной некомпетентности сдающих экзамен.
Школьники не понимают формулировки заданий: их спрашивают одно, они отвечают другое.
Чаще всего в этом случае излагают в сочинениях все, что вспомнили на экзамене о произведении. Например: тема сочинения (задание 17) «Почему роман «Отцы и дети» не заканчивается со смертью Базарова?». Экзаменуемый пишет о нигилизме Базарова, о его одиночестве, даже о его отношениях с родителями и с А.С.Одинцовой (то есть демонстрирует знание текста романа), но не отвечает на поставленный вопрос, а значит, не раскрывает тему сочинения, подменяя ее пересказом содержания или даже анализом образа одного из главных героев.
Нельзя не сказать об ошибках, которые возникают при выполнении задания 15 (анализ лирического произведения). При выполнении этого задания часто школьники демонстрируют неумение анализировать стихотворный текст и ограничиваются явным или скрытым пересказом стихотворения, предложенного для анализа. В этом случае можно говорить о том, дети не владеют основными приемами анализа лирического произведения.