Часто ли мы лицемерим, обманываем себя и других? Что несет в себе эта ложь?
К проблеме ханжества, лицемерия, двуличия привлекает наше внимание гениальный писатель, мастер коротких рассказов – А. П. Чехов. Эта тема, к сожалению, до сих пор актуальна в нашем обществе.
Олицетворением страшной античеловеческой сущности выступает в рассказе Поликарп Семенович Иудин. Мастер слова – Чехов А.П. – наделяет героя «говорящей» фамилией, которая указывает на его внутреннюю сущность, то, кем он является на самом деле. Всей своей душонкой сожалея о том, что в мире столько зла и несправедливости, герой сам является источником коварства, алчности, злости. Его переживания – не что иное, как ханжество и лицемерие, прикрываемые показным благодушием. Вот эта двойственность, «двоедушие» Иудина и составляет сущность его натуры. Подобно Иуде Искариоту, он является предателем по отношению к себе и окружающим.
Замечательный писатель - Чехов А.П. – в своих рассказах исследовал «душу» человека. Я думаю, по мнению автора, двуличие и лицемерие входят в число самых подлых и низменных человеческих пороков. Будучи противником всякой фальши, Чехов А.П. тонко и сильно разоблачает ложь и лицемерие современного ему общества.
Я полностью согласна с автором. Страшно зло, а зло, прикрытое маской добродетели, является еще более «низким» пороком.
Данная позиция находит подтверждение во многих произведениях русской классической литературы. Вспомним Порфирия Головлева – героя романа М.Е. С алтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Иудушка (таково его прозвище) внешне играя роль внимательного и ласкового сына, заботливого отца, добренького человека, пекущегося о сиротах-племянницах, добродетельного христианина, в душе является самим воплощением коварства, корысти, злости и хитрости. Во всех его поступках проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности. Автор последовательно срывает с героя все маски.
В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь создал образ города, в котором всё пошло, лживо: за набожностью прячется лицемерие, за гостеприимством и щедростью — взяточничество, за восхищениями – зависть и т.д. Двоедушие и «хамелеонство» проявляется во всех жителях городка.
Таким образом, лицемерие, ханжество, двуличие – это страшные пороки, они разрушают нравственный стержень человека. На мой взгляд, не бывает лжи во благо. Каждая новая «маленькая» ложь – это новый шаг на пути гибели человеческой души.