Утро 19-го апреля. Прошёл день рождения моей мамы. Гости спят, не подозревают о происходящем. Просыпаюсь от криков отца. Едкий запаха гари, повсюду дым, дышать просто невозможно, — вспоминает Константин Зубцов.
На момент пожара ему было 16 лет, в доме находилось 11 человек, выжить удалось всем, кроме мамы Константина — Маргариты.
Что произошло?
По-началу и не понял, что происходит. Могу сказать одно — это ужасно страшно. Паника одолевает всех в доме, гости бегают, выносят детей, кричат, разбивают окна. Ничего не видно, всё в дыму, задыхаясь, вылезаю через разбитое окно. На улице соседи с ведрами, вообще ничего не понимаю, из-за чего пожар-то? Стою, весь трясусь, кашляю, вижу маму и отца, гости вроде бы все выбрались, думаю, все обошлось… Горит крыша дома, в суете забыл вынести документы, зачем-то кричу: мама, там документы! Она бросается обратно в дом. Проходит несколько секунд и крыша обваливается. Все это произошло так быстро, что не заметил, как отключился.Очнулся уже в больнице, — рассказывает Константин.
Алексей, отец Константина, подключил прибор для обогрева машины в сеть, старая проводка не выдержала и произошло возгорание. Спасатели не успели вытащить Маргариту из под обрушившейся крыши дома. Сам Константин надышался продуктами горения, ожогов не получил. По словам медиков, он потерял сознание из-за шока.
Спасать людей?
В больнице пробыл две недели. Было трудно все осознать. В первую очередь, винил себя за то, что напомнил про документы, да еще спасатели долго ехали... Новый дом нам с отцом выделила администрация. Доучился до 11 класса, пошел в армию, отслужил и пришёл работать в МЧС. Попал в караул Брейнингер Михаила Александровича — это он дежурил в то утро. Мои мечты о спасении людей рушились с каждым днем. Думал, как приду на работу в МЧС, так сразу людей спасать, но не тут-то было. Сначала пришлось посидеть за партой, будто снова в школу вернулся... Больше полугода ушло на изучение теории, потом практика... Мне это начинало надоедать. Оставшиеся три месяца ушли на сдачу нормативов, посещение психиатров и т.п. Прихожу на «работу», мою машину, учусь, прыгаю, бегаю, очень «интересная» профессия, я уже хотел увольняться.
Приоритетной задачей для пожарных является спасение человеческих жизней. Поэтому бойцы должны уметь оказывать необходимую помощь пострадавшим от огня и дыма, не дожидаясь прибытия скорой помощи, а на подготовку уходит немало времени.
Тот самый день
Долго ждал первого настоящего дня работы. Поступает вызов, на часах 15:00, лето, горит дом на улице Промышленная. С мужиками собираемся и выезжаем.На сборку не должно уходить более 27 секунд. На месте «пожара» не видим никакого возгорания. Оказывается, дети баловались с телефоном. В тот момент хотелось не спасать, а крушить все вокруг! Больше года ждал, учил и тут тебе на, пришлось проводить воспитательную беседу, оказывается, это тоже входит в работу пожарного.
Проработал месяц, не было серьёзных происшествий. Так, по мелочи, то трава загорится, то еще что… Обеденный перерыв, лёг отдыхать, будят: «Костя, быстро собирайся!».Через несколько секунд мы в пути на место ЧП. Подъезжаем к дому, огонь распространяется быстро, ребенок игрался со спичками, а мать закрыла его дома, пока была на работе. На улице толпа соседей наводит панику, чего делать категорически нельзя, кричат: «Там ребёнок, там ребенок!». Его мать в истерике, у меня тоже начинается истерика. Напрочь позабыв о теории, которую слушал весь прошлый год, захожу в подъезд. Вспомнил, как крыша моего дома обваливается, остановился на лестнице. Толчок в спину и крик «че ты тут встал, быстро, иди за мной» оживляют меня, уже с напарником двигаемся дальше.С Михаилом Александровичем быстро сориентировались на крик, ребенок сидит в комнате. К окну 4-го этажа вытягивают штурмовку (пожарная механическая лестница), хватаю на руки ребенка, разбиваю окно и нас троих опускают на землю . Не знаю, что чувствовал в тот момент, вроде бы и спас жизнь, но моя медлительность могла убить шестилетнего ребенка.
Сейчас Константину Алексеевичу Зубцову 22 года. На его счету более 10 спасенных жизней. В ходе беседы называю его пожарником. В ответ Константин смеется:
Нельзя называть пожарных пожарниками. Пожарник — это тот, кто поджигает, а мы — пожарные.