Александр Шарапов, специалист социально-психологического центра для молодежи:
Что-то пошло не так. Только ты не можешь вспомнить, с какого момента. Утром вы вместе с одноклассниками пришли на важный экзамен. Нарядные и очень взволнованные. Сдали мобильные телефоны контролёру и проследовали в класс. Учитель вскрыл конверт. Все получили задания. Экзамен начался. Неожиданно мысли начали путаться, возникла лёгкая паника. Пришлось перескакивать с одного задания на другое. А время текло катастрофически быстро! Вот уже близко окончание. Как мало сделано! Это провал. Мысли и чувства спутались, внутри опустошение. Что теперь скажут родители? Сколько будет крика и угроз! А ребята? Кто-то криво ухмыльнётся, кто-то посочувствует, но всё равно будет тяжело! Что делать? Как быть? Это конец!
Подожди, давай присядем, поговорим. Тебе обидно, досадно и грустно? Да, это так. Сделай несколько вдохов и выдохов. Для успокоения нужно, чтобы выдох был в два раза длительнее, чем вдох. Чуть легче? Хорошо. Теперь нам нужен план, для исправления ситуации. Давай начнём с эмоций. Всё, что сейчас в тебе происходит, это последствия испытанных тобою чувств. Очень неприятных. От них нужно избавиться, но безопасным способом. Как? У всех по-разному.
Во-первых, с помощью любой двигательной активности. Плавание, бег, ходьба, поход в спортзал. Во-вторых, поможет поддержка близких. Это могут быть друзья, родители (которые готовы слушать), а можно просто позвонить по телефону доверия. Тебе нужны не советчики, а слушатели. Поверь, ты сможешь преодолеть и эти трудности. Дело в том, что пока ты говоришь о своих эмоциях, другая часть твоего сознания усиленно думает, как преодолеть препятствие. Вот почему так важно, чтобы нас выслушали! Постепенно тебе будет становиться легче. Теперь можно рационально поразмыслить. Только так – сначала эмоции, потом мысли.
Итак, что мы имеем. Неудачный экзамен. Очень неприятно, но не смертельно. Герои – это не везунчики по жизни, а те, кто может вновь подняться и пройти испытание. Да, скорее всего родители будут недовольны. Они тоже живые и испытывают страх. Но как они будут рады, когда всё положительно завершится. А для себя важно найти личную мотивацию к учебе. Иногда у людей не получается, потому что им навязывают цели со стороны. Не нужно никому ничего доказывать. Лучше найти свою выгоду и пользу. Простую и ясную. Возможно, это внутреннее спокойствие, шанс больше посвящать времени любимому человеку, уехать с друзьями в весёлое путешествие или поступить в конкретное учебное заведение. Это будет твоя личная цель. Она должна греть и вдохновлять. Помнишь, как барон Мюнхгаузен вытащил сам себя за волосы из болота? Так и цель тебя вытащит из затруднения.
Дальше – режим дня. Да-да, то, что родители проповедовали, когда ты учился в начальных классах. Только они тогда тебя гнали в постель в девять вечера. Теперь ты должен это делать самостоятельно. Для чего? Наверное, нелепо кричать на свой телефон, когда у него закончился заряд батареи. Мозг человека – крутая вещь, но тоже никуда без полной зарядки.
Поставь цель минимум один час посвящать ходьбе. Тоже здорово заряжает. Или выберу другую активность по вкусу. Учи материал в одно и то же время. Можно использовать метод Помодоро. Ставишь таймер на 25 минут. Учишь. Потом делаешь перерыв на пять минут. Четыре таких «помидора» – два часа полноценного тренинга. Затем можно погулять. И ещё раз повторить цикл. Старайся не зубрить. Важно понять и уяснить информацию, например, с помощью образов. Хорошо помогают рисунки и схемы. Бери большой лист бумаги, и цветные фломастеры, в центре пиши основное понятие. Лучами от него записывай ключевые понятия по теме.
Не стоит превращаться в отшельника. Общайся и встречайся с друзьями. Если кто может подсказать по предмету, попроси о помощи. Помнишь как в русской пословице: «Пришла беда, отворяй ворота»? Да это и не беда вовсе! Временное недоразумение. Хотя и поучительное.
Перед повторным экзаменом за учебниками не засиживайся. Хорошо выспись. А когда пойдёшь утром, обязательно вспомни о своей цели во всех вкусных и красочных деталях. И у тебя всё получится.