В маленьком темном зале сидят двадцать человек. Их не связывает ни возраст, ни профессия, ни интересы. Перед ними стоят ведущие один из них явно не знает русский язык и периодически говорит по телефону на финском. На экране посреди темноты открыта лента «Facebook», карта Малой Охты и видео, на котором незнакомые люди бегают как животные по ночному и пустому Хельсинки. Глаза смотрящих не отрываются от экрана. В онлайн режиме они следят за тем, как среди спального района возрождается дикая природа: волки охотятся за лосем. С каждой секундой смерть несчастного животного подбирается все ближе и ближе, но зал смеется, ликует и сопереживает голодным волкам.
Почему горожане так внимательно следят за охотой и как вообще лесные животные стали частью городского пространства? Все просто: идет спектакль «Охота», созданный финской творческой группой «Другие пространства». Покупая билет на спектакль, зрители становятся частью стаи. Перед началом действия они проходят «Школу волков», где их учат выть, не использовать человеческие жесты и не общаться с местным населением. Задача волка — объединиться в стаю и поймать лося. Лось, кстати, живой человек с приклеенными рогами и колокольчиком на поясе. Для волков он специально оставляет следы на асфальте с помощью мела. За «дикой» природой наблюдают подготовленные исследователи. Именно они публикуют фотографии и видео для онлайн-трансляции.
Именно на нее пришли те, кто хочет понаблюдать за охотой. Трансляцию комментируют два ведущих: финский организатор и представитель Новой сцены Александринского театра. Сначала люди недоумевают: что интересного в простом наблюдении? «Уйдем в девять», — говорит мужчина своей спутнице, хотя пришли они полчаса назад. Две подруги выбирают места поближе к выходу, чтобы можно было незаметно уйти. Но действие продолжается. У зрителей возникает все больше и больше вопросов, ведь формат такого мероприятия в России проходит впервые. Аудитория начинает общаться с ведущими и перешептываться между собой. Их многое интересует: от вопросов о питании «волков» до реакции местных гопников и собак на стаю.
Одинокие волки полчаса блуждают по парку и пытаются услышать вой товарищей. Лось спокоен и неподвижен, ведь пока что ему ничего не угрожает. За всеми передвижениями животных зрительных зал следит, не отрываясь от экрана. При этом все мы находимся рядом в одном помещением. Через полтора часа безрезультатных блужданий стаи люди начинают покидать зал. Исследователи продолжают постить фотографии и видео на специально созданную страницу в «Facebook» под названием «Wolf Safari». Часть зрителей остается: мы уже полностью погрузились в охоту и каждое сообщение в социальной сети вызывает бурю эмоций. Мы смеемся над тем, что испуганный лось набирает скорость 21 км/ч и скрывается в арке от хищников. А ведь у него за плечами шестикилограммовый рюкзак с едой, которую волки заранее принесли для того, чтобы съесть после окончания охоты.
Лось наворачивает круги, запутывает стаю и уходит в парк, где оставлять следы мелом не получится. А значит, волкам теперь сложнее найти добычу. Трансляция зависает, но по карте мы понимаем, часть стая уже напала на лося и начинает поедать его. Сообщение от исследователей оживляет весь зал: начинаются споры, все шумят, смеются и радуются чужой победе. Ведущий торжественно объявляет: «Лось пойман!» Поступают звонки: «Волки проголодались и теперь потрошат рюкзак с продуктами, а Дух Лося бродит вокруг них!». Это тот самый рюкзак, который заранее наполнили печеньем, бутербродами и другими продуктами сами хищники. Так что жестокая и кровавая сцена поедания лося превращается в обычный человеческий перекус.
Молодой человек из зала спрашивает: «А есть ли в этом глубокий смысл?» Финн со спокойным выражением лица объясняет: «Цель нашего творчества — выйти за рамки человеческой сущности. Наши зрители перевоплощаются в волков, оленей и даже гуманоидов. Все это — попытка найти новое в себе и по-другому взглянуть на окружающую действительность».
Спектакль окончен. Вместе с залом ты чувствовал вкус борьбы, разочаровывался и смеялся. Вокруг тебя незнакомые люди, которые, как и ты, пришли посмотреть на современное искусство. Только смотреть пришлось на экран и проектор, но это почему-то никого не удивляет и не расстраивает. Мы вышли из цифрового мира, что встретиться в реальном зале театра и снова наблюдать за мигающим экраном. Никаких шуток и возмущений. Искусство, перескакивающее из реальности в Интернет и обратно, это нормально. Получается, раз у такого искусства есть потенциальный зритель, оно будет и дальше развиваться в городском пространстве? А значит, волки и дальше будут охотиться за лосями среди серых пятиэтажек.