Разборки при помощи пистолетов и секундантов остались в далёком прошлом, а желание разобраться с обидчиком никуда не пропало. У баттлов свой кодекс чести, у соперников – немало оружия, которое колет не хуже шпаги, сражает надёжнее пули. Баттл МС способны уничтожить репутацию соперника раз и навсегда – и это собирает гораздо больше зрителей, пересудов, споров, чем дуэли самых отчаянных смельчаков из прошлых веков. 18 миллионов просмотров за неделю — баттл Оксимирона и Гнойного не оставил ни одного безучастного СМИ. Даже чиновники высказались – разумеется, с очередной запретительной инициативой. А тем временем мы решили узнать – да чем же так привлекательна для подростка эта новая поэзия, где, по словам твоей мамы, «мат на мате» и «сплошная некультурщина»? И почему мы так избирательно фанатеем от поэзии?
Подписывайся на «ПУ» в телеграме. Только самое важное.
Дарья, 17 лет, Вологда:
Противостояние
одних из самых лучших МС в России — это историческое событие, такое пропускать
нельзя! Я болела за Мирона, и он, конечно, по поэтической и философской части,
как всегда, был неплох: колкие словечки, остроты, цитирование книг… Гнойный
тоже не так прост – он «взял» панчлайнами, которые больше всего важны в баттле.
Почему у такой «поэзии» большой успех? Она интереснее и понятнее подрастающему поколению, чем школьная программа, которая представлена в произведениях как-то сложно, неразборчиво, да и попросту уже неактуальна. Часть молодёжи из смотрящих просто хочет быть в тренде, кто-то устал от постоянного навязывания «книги – это важно, а вот список литературы на лето, всё обязательно прочесть!» Баттлы – это глоток свежего воздуха для нас. Я многое прочитала и из школьной литературы, мне интересно смотреть на поэзию тех лет – так же, как и на современную.
А ещё версус открывает сообществу новых МС, часто сильных и талантливых.
Школьная программа не популярна, потому что в школе вываливают списки литературы детям как снег на голову, при этом не давая свободы в сроках прочтения, в собственном мнении о прочитанном. Здесь нет никакой новизны, и почему-то никто об этом не задумывается. Школы погрязли в «Идиоте», «Войне и мире», «Тихом Доне», а эти произведения вряд ли понятны и увлекательны для старшеклассников не потому, что старшеклассники — «потерянное поколение». Программа требует новых имен, новых произведений.
Баттлы — это что-то новое, где МС демонстрируют свои умения, навыки, флоу, игру с языком, двойные смыслы. Поэтому легче заучить один раунд Гнойного, чем стихотворение Пушкина.
Культура баттл-рэпа развивается и охватывает все бОльшую аудиторию — отрицать это глупо. Но считать, что увлечение баттлами — это деградация молодежи, а не очередной виток ее развития — еще глупее. Рэп улучшается трек за треком, баттл за баттлом. Здесь уже не прокатывают убогие метафоры, какие-то простые рифмы, каждый исполнитель старается не просто унизить противника, а сделать это виртуозно. Так почему заниматься этим или просто следить за этим — плохо? Только из-за матов? Серьёзно?
У Славы есть какая-то искра, ему есть к чему стремиться. Окси уже всего вроде добился, никто не верил, что он может проиграть. Мирона спустили на землю – и ведь это тоже важно, видеть поражение, крушение героя, здесь и сейчас.
Полина, 14 лет, Курган:
«Баттл площадки - это то место, где царит полная свобода слова, не сковывающая участников какими-либо рамками, дающая возможность выложиться по полной. «Версус», «Слово», менее известные площадки должны существовать — ведь это, помимо прочего, — мирный способ выяснения отношений среди медийных личностей. Оскорбил конкурента в социальной сети – ответь за свои слова не через суд или полицию, а выйди вот так, один на один и в то же время перед всеми. Слабо? Тогда и другим с тобой всё понятно.
Никита, 15, Иркутск:
«Баттлы – это тоже в некотором роде искусство, бой гладиаторов словесной арены. Они привлекают наше внимание по большей части из-за того, что здесь два поэта озвучивают не очень приятные для противника факты, не забывая при этом шутить, работая на зрителя, продумывая необычные панчлайны, строя сложные рифмы. Пушкин писал эпиграммы на своих врагов – и здесь ведь, по сути, те же эпиграммы, только ещё более мастерские. Многие хотят попасть на «версус» или «слово», потому что это невероятно интересно увидеть своими глазами, прямо здесь и сейчас.
Кристина, 15 лет, Москва:
Вика, 15 лет, Нижний Новгород:
Не знаю, что я нашла в баттлах, со стороны они выглядят вообще странно, и всё же я некий фанатик этого действа. Два фаворита столкнутся, вау, мы ждали этого год! О боже, как же больно было проснуться рано утром и понять, что я пропустила тот момент, когда видео только выложили. Смотрели битву с подругой где-то по пути домой, ехали из другой области – наплевав, сколько там уйдет денег за трафик…
Я люблю учиться, и увлечение баттлами не мешает мне ставить школьную программу в приоритет. Даже странно было видеть, как популярность видео напугала чиновников. Так-то глупо, если они за нас боятся. Хотя, скорее всего, боятся совсем не за нас…
Ангелина, 16 лет, Воронеж:
«Если честно, я до последнего не хотела смотреть этот баттл, но буквально весь интернет, в том числе и ютуб, был завален мемами, видео с анализами и мнениями по этому поводу. Естественно, мне стало интересно: да что же такого выдающегося в этом баттле? Да в принципе и ничего. Такой ажиотаж вызвал исключительно Оксимирон и его поражение.
Сравнивать
школьную программу и рэп-баттлы занятие бестолковое, так как посыл разный.
Книги пишут, чтобы донести какую-либо истину или мнение автора по определенной
проблеме, содержания текстов участников же направлены на доказательство того,
что твой оппонент бесполезный, глупый и безуспешный. Популярно сие
мероприятие, скорее всего, из-за зрелищности и распространенности рэпа в
целом.
Сидоджи, 24 , Москва:
Можно ли сравнивать поэзию баттлов и поэзию школьной литературы? Сложно
сказать. Во-первых, потому что в современном формате баттл-рэп — это, прежде
всего, шоу, которое люди смотрят не только ради красивых и метких строк, но и
ради конфликта личностей, что стоят за ними. Во-вторых, потому что, смотря шоу,
мы все-таки расслабляемся и отдыхаем, а учась — удовлетворяем познавательные
потребности, а не гедонистические. В-третьих, ни в коем случае не согласен, что
баттл-рэп - поэзия в кавычках. Нельзя сказать, что все баттл-рэперы — плохие
поэты, или что баттл-рэп как жанр поэзии плох. Можно сказать, что конкретный МС
— плохой поэт, а жанр имеет свои особенности. Кстати говоря, исполнители, ориентируясь
на зрителя, ставят акценты при использовании многих лингвистических приемов.
Для меня баттл-рэп когда-то стал живым поэтическим пособием - с наглядными
примерами и занятными иллюстрациями.