Мистика, тайна, ворожба – эти слова приходят на ум при воспоминании о творчестве Николая Васильевича Гоголя. Странно, но сюжеты сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» запоминается намного лучше, чем сюжет поэмы «Мертвые души», которая, на мой взгляд, является главной заслугой писателя. Наверное, людская память, благодаря великолепному языку Гоголя и его мастерству композиции, лучше запоминает мытарства Хомы в церкви или путешествие кузнеца Вакулы на черте в Петербург.
Художественный колорит этих произведений вдохновляет режиссеров снимать новые картины по мотивам «Вечеров». Так, например, «Вий» еще до революции снимался восемь раз, и не только отечественными режиссерами. Самые знаменитые экранизации «Вия» сняты в 1967-ом году (реж. Кропачев и Ершов) и в 2014-ом (реж. Степченко). Что же из себя представляет «Гоголь. Начало» — еще одна попытка современного российского кино интерпретировать «Вечера»?
С этими мыслями я и отправился на предпремьерный показ фильма, который прошел на торжественном открытии кинотеатра нового поколения Каро 11 Охта. Первый фильм, состоящий из двух киноновелл, посвящен странным событиям, происходящим в селе Диканьки Полтавской губернии в 1829 году.
Первая новелла, где сценаристы не решаются сотрудничать с Гоголем,—это, предыстория самого писателя и ввод в происходящее. Во второй новелле мы можем распознать мотивы повести "Сорочинская ярмарка". Здесь присутствуют главные герои произведения. Изображен и главный конфликт: в дочь крестьянина Солопия Черевика — Параську — влюблен юноша Грицько, но его мать Хаврония против свадьбы. Решение конфликта, изображенного в фильме, совершенно отличается от оригинала повести.
Произведения Гоголя — это лишь фон. Главное внимание приковано к самому Николаю Васильевичу, роль которого превосходно исполнил Александр Петров. Гоголь показан не только начинающим писателем, которому осточертела работа писарем в Третьем Жандармском отделении. В фильме он по большей части экстрасенс: Гоголя мучают странные видения, помогающие раскрыть преступления.
Создатели картины внимательно отнеслись к моментам из биографии Гоголя. Действительно, герой Александра Петрова сжигал свое первое неудачное произведение «Ганц Кюхельгартен», а после переезда в Петербург служил в Третьем отделении. По сюжету способности Гоголя замечает матерый следователь Яков Петрович Гуро (Олег Меньшиков) и предлагает отправиться в поездку в Полтавскую губернию, где по выражению местных жителей, творится дьявольщина. Там молодых девушек убивает демон-всадник, а в селе ему помогают приспешники. По ходу пребывания в Диканьке Гоголь превращается из простого помощника Гуро в ключевую фигуру расследования.
Стоит отметить подбор актеров и их игру. Александр Петров, Олег Меньшиков, Таисия Вилкова и Евгений Стычкин прекрасно справились с ролями Гоголя, следователя, Лизы, главы полиции соответственно. Стоит отметить качественную работу команды фильма «Гоголь. Начало» над костюмам и декорациям. Зритель, действительно, на полтора часа погрузится в сказочную Малороссию, наполненную легендами, ведьмами, мифологическими существами.
Кто-то упрекнет фильм «Гоголь. Начало» в отходе от оригинала, самостоятельности и инициативе сценариста. Делать этого не стоит, поскольку это отличный способ вести диалог с современным зрителем, особенно если фильм сложен для восприятия. Задача картины — это мотивация на изучение творчества великого писателя. И если после просмотра зритель захочет узнать биографию Гоголя, вновь перечитать «Вечера на хуторе близ Диканьки» и сравнить фильм с книгой — то «Гоголь.Начало» можно считать успешным проектом.