В России работает около 4 тыс. колледжей, где учатся 2,7 млн человек и 800 вузов (не считая филиалы), где высшее образование получает около 4,4 млн человек.
С наступлением нового учебного 2017/2018 года в учреждениях среднего и высшего профессионального образования запланированы изменения.
Больше практики для реальности
Так, в колледжах в 73 субъектах РФ начнут реализацию новых образовательных программ: более чем в 1 тыс. колледжей (32% от общего количества) появится новая форма итоговой аттестации. Отныне она будет проходить в качестве демонстрационного экзамена. То есть, выпускники будут показывать умения, приобретенные за период обучения в условиях, приближенных к производственным. Для этого учебно-производственные базы колледжей будут оснащены современным оборудованием. При этом образовательные программы теперь будут проверяться на соответствие профстандартам, которые разрабатывает непосредственно работодатель.
Не менее важным будет и то, что для выпускника колледжа обязательным станет владение английским языком соответственно его профессиональной специфике. Но уровнем не ниже, чем тот, что позволит работать на оборудовании с англоязычным интерфейсом и понимать инструкции к нему. Кроме того, человек, получивший СПО, должен будет знать, как организовать свое дело в качестве индивидуального предпринимателя, уметь анализировать и оценивать риски.
В вузах же в этом году начнется реализация двух новых проектов — «Цифровая среда» и «Вузы как центры пространства создания инноваций».
По словам научного руководителя Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Исака Фрумина, первая программа нацелена на резкое увеличение количества студентов, занимающихся по онлайн-курсам. «Это коснется каждого университета, каждого студента», — считает эксперт.
Вторая кампания касается расширения проекта опорных вузов — он предполагает усиление практической связи образования с жизнью. Так, студенты будут активно вовлекаться в проекты реального развития территорий, на которых находятся их университеты.