Об азах профессии понятными словами рассказывает начинающая радиоведущая Вероника Меркушева:
Радио, как и телевидение, охватывает большую аудиторию, однако сами компании могут располагаться компактно — несколько офисов, которые в непосредственной близости от радиовышки. В России радиостанции работают в формате холдингов. Так, ГПМ Радио включает в себя станции от Авторадио до NRJ, а вот сами студии могут разделять считанные метры.
Собственно сами студии , где радиоведущие проводят почти всё время, небольшие, с полной звукоизоляцией, светлые и уютные. Стандартный минимум техники, которая находится внутри каждой студии — рабочий стол с микшер системой, два компьютера, несколько микрофонов и большие наушники. Ведущему необходимо иметь под рукой именно два компьютера — один для работы с эфиром и фонотекой, второй используется как обычный рабочий — для поиска новостей, обработки аудиозаписей.
К слову о самих новостях, это может удивить, но большинство новостных блоков на радио придерживаются одной структуры. Так, независимо от формата радиостанции, первая новость в блоке охватывает глобальные вопросы – международную или федеральную ситуацию. Дальше следует новость регионального характера, которая отражает локальные интересы граждан. Ну а последняя новость в блоке исключает политическую проблематику, даже название в среде медиаработников ей придумали — «новость-бантик».
Что это за зверь? Всё просто: такая новость психологически комфортна для аудитории и создает положительные эмоции, которые останутся после выпуска. Тут диктор расскажет и о котиках, и о фестивале бородачей.
Выборку новостей для выпуска осуществляет сам ведущий, который стремится найти интересную и свежую информацию. Исключением становятся заказные новости, которые проплачены как реклама, однако в эфире это не озвучивается. Например, таким ходом пользуется администрация региона, политики.
Кстати не все новости на радио выходят в прямом эфире. Дикторы иногда записывают выпуски заранее – на поздний вечер или же на ближайшие дни. Это своего рода палочка-выручалочка в праздники, когда в стране официально выходные, а для СМИ «шоу должно продолжаться». Дикторы не сидят без дела: сначала выбирают инфоповоды, дальше составляют новостные блоки и записывают их. Потом очередь доходит до редактирования: склеивают голосовую дорожку и музыкальную. При этом эфирная сетка требует постоянного контроля, как и правильная расстановка рекламы. И так каждый день.
Вернемся к этапу записи новостей и постобработке. Для редактирования звуковой дорожки используют Adobe Audition. Там же голос накладывают на подложку — музыкальный фон. Работа с эфиром часто происходит через программу Digiton Synadin.
Кроме новостной составляющей, на радио не мало работы с музыкой. Эфирное расписание составляют заранее, под каждую программу, рекламный или новостной блок отводят ограниченное количество времени. Поэтому, если рекламный или новостной блок получился меньше, чем выделено времени в сетке, то на помощь приходят джинглы и добивки. Джинглы — короткие аудиоролики, в которых фигурирует название станции, добивки — музыкальные миксы.
Из приятных бонусов, дикторы и сотрудники часто получают билеты на кинопремьеры и на предпоказы фильмов, которые спонсируются холдингом. К слову, в творческом коллективе каждый рабочий день проходит весело. Так, на Хэллоуин в эфире радио «NRJ» проводили конкурс на лучший костюм, и победителей пригласили в студию, где гости напугали всех работников тем, что они стали ползать по коридору в костюмах зомби.