«...Первый просмотр Игры престолов
был менее впечатляющим…», «..в баттлах не происходит обездушивания,
опущения, наоборот…», «словесный мордобой», «слово живо!», «Слава КПСС молодой,
сильный, крепкий» — это всё слова
лекторов дискуссии о рэп-баттле.
Два
мастера гуманитарных наук проанализировали «исторический» словесный поединок между Гнойным и Оксимироном , рассуждая о нём
как о феноменальном явлении.
Баттл между Гнойным и Оксимироном пару недель не сходил с топовых мест в поисковиках: это событие не оставило равнодушными большинство СМИ, известных личностей, блогеров, культурологов и поэтов.В стороне не остался и лекторий «Александрийская библиотека»: здесь 30 августа состоялась дискуссия о рэп-баттлах, где два эксперта обсудили значимость произошедшего.
Первые
полчаса повествовал Роман Осьминкин, поэт, медиа-художник, активист, затем столько же по времени выступал Алексей Машевский, культуролог, поэт, литературный критик.
В оставшийся час сыпались вопросы зрителей.
Роман
Осьминкин – о слове, слэмах и важности перфоманса
В девяностых и в нулевые, считает Роман, происходит триумф визуального, слово начинает утрачивать свою силу: «Казалось бы визуальная культура нас поглотила. Слово сейчас растворится. Мы уходим в бесконечный обмен гифками, картинками, скриншотами».
Но баттл Гнойного и Окси это опровергает. Роман сравнивает рэп-баттлы с поэтическими слэмами, которые стали популярны на стыке 20-го и 21-го веков. По сути, те же выступления МС с рифмованной речью, только не против друг друга, а для толпы и судей. Баттлы возрождают живость и выразительность слову.
Поэт говорит, что форма монументальной поэзии износила себя и перекочевала в быт к новым зарождающимся феноменам. Только там ей осталось олитературиться.
Роман обращает внимание на причину широчайшей популярности баттлов. Здесь есть прямой диалог, есть герои, на место которых хочется представить себя.
Алексей Машевский – об истоках, условностях баттла и проигрыше Оксимирона
Оратор рассказал об истоках и аналогиях баттла. Из истории он вспомнил агоны (борьба или состязание у греков и римлян; игры во время религиозных или политических празднеств), на которых, как он говорит, человеческая культура основана. Рассказал об ирландских филидах, сатирических поэтах, которые «баттлились» в своё время.
Панч Машевский сравнил с ударным моментом баттла, с максимамой. Это были изысканейшие фразы, с помощью которых маркизы и герцоги выясняли отношения во Франции 17-го века. Баттлы Машевский назвал словесным мордобоем, который основывается на постоянных сплятнях: «У современного баттла, чем он сложнее, тоньше, глубже и умнее, тем зауженнее его аудитория. Единственное средство, которое остаётся – это нагнетать эмоцию».
Второй причиной поражения культуролог назвал чтение Гумелёва. Публика была шокирована: «никто не мог понять, зачем это он к этим «примитивным» культурным феноменам обращается».
Оксимирон допустил и еще одно несоответствие жанру. Он нарушил условность баттла. Все ждали, что сплетни о Гнойном, на которых всё противостояние строится, окажутся правдой, но Оксимирон просто обличил эту условность. «Когда в конце вытаскиваешь пустую папочку, машешь ей, и говоришь что это фейк и я вас разводил – всё, магия заканчивается».