14 сентября в Мраморном дворце Государственного Русского музея начала работу выставка «Плакат эпохи революции», посвященная советскому плакату как особой форме искусства. Экспозиция приурочена к 100-летию Октябрьской революции.
На выставке представлено около ста агитационных, пропагандистских и просветительских плакатов 1918–1924 годов из коллекции музея. Среди авторов Дмитрий Моор, Николай Кочергин, Виктор Дени, Николай Когоут. Лозунги для некоторых плакатов писал Владимир Маяковский. А на одном из плакатов запечатлен и сам поэт.
Экспозиция охватывает темы борьбы с белогвардейцами, пропаганды ликвидации разрухи и неграмотности, голода, продразверстки, борьбы с религией, победы над представителями буржуазии и господского класса.
Агитационный плакат, прославляющий новое государство, начал массово выпускаться в 1918 году. Плакаты стали орудием массового внушения, главной задачей которого было создание образа идеального государства, воспитание нового человека. Яркие цвета, размер рисунка и броский лозунг плаката должны были сразу привлекать к себе внимание, моментально врезаться в память.
Красно-черные цвета – наиболее популярная палитра в революционном плакате. Контрастное сочетание обладает мощной силой воздействия, оно подчеркивает пафос, усиливает динамику действия на плакате.
«Техника изображения была продиктована не только художественным запросами, но и окружающей средой: плакаты создавались в военное время и приходилось использовать те цвета, которых было много, которые были под рукой». – Говорит Золотинкина.
Советский миф о самой лучшей стране на свете раскрывается и на выставке «Дети страны советов», проходящей на третьем этаже Мраморного дворца. Произведения живописцев, графиков, скульпторов, художников декоративно-прикладного искусства, созданные в 1920–1980 годах, воплощают тему детства в СССР и рассказывают о реалиях жизни советских детей.
Выставка «Плакат эпохи революции» продлится до 6 ноября; «Дети страны советов» – до 20 ноября.