Cодержание
На днях увидела несколько постов о том, что девушка "пририсовала" диснеевским принцессам несколько лишних килограммов, довела их до так называемого "среднего размера". В комментариях сразу развязалась чуть ли не война: одни говорили о том, что это традиции, и нельзя так просто заменить героев, другие - благодарили девушку за то, что та "избавила их от комплексов". Но если задуматься, то это уже давно не новость: за последние пару лет феминизм довольно-таки резко вошел в киноиндустрию. Это видно и по характерам девушек, и по их одежде, и по фигуре. Но обо всём по порядку.
Какими привыкли показывать женщин раьше?
Начнем с того, что существует несколько клишированных образов девушек в фильмах и сериалах. И вы их наверняка встречали. Например, достаточно распространён образ «роковой стервы». Да, это та самая великолепная пышногрудая обольстительница, которая соблазняет главного героя-мужчину, применяет свои «женские хитрости". И хотя девушке с легкостью удается всего достичь, в конце она все равно остается несчастной.
Или, скажем, такой типаж героинь как «Manic pixie dream girl»? это девушки с эксцентричным характером, добавленные в фильм или сериал исключительно ради того, чтобы помочь главному герою понять себя, найти своё место в жизни или же преодолеть жизненные преграды. Что интересно, у таких героинь нет взаимодействий с другими персонажами в фильме, и она служит лишь как некая «муза». Нет, между ней и главным героем-мужчиной, конечно, может зародиться любовь. Но никакой ценности самой девушке это не придает. Мы даже не сочувствуем ей обычно, потому что, какой бы яркой девушка ни была, она обязательно затеряется на фоне главного героя.
А в российском кинематографе особенно любят создавать контраст — бедная девушка из глуши, которую в конце фильма обязательно ждёт счастливое будущее с красивым, богатым мужчиной, и стервозная девушка-карьеристка, которую, как правило, «не выбирают» сильные мужчины, потому что «она много о себе возомнила».
Таких клише очень много. Но они всё больше остаются в прошлом - в фильмах 2000-х и 2010-х. Сейчас же с каждым новым фильмом, выпускаемым в прокат, тенденция на «тихую и послушную» постепенно сходит на нет. Девушки больше не выступают в роли красивого предмета интерьера.
Теперь на первый план выходят героини смелые, упорные, которые не боятся быть громкими. В кино показывают настоящие чувства и желания девушек и женщин. Они теперь, как и мужчины, могут самостоятельно строить свою жизнь, а не играть "хранительницу очага" или покорную любящую жену.
Никакой сексуализации!
Эту тенденцию можно легко проследить, например, через «Черную вдову». На каждом следующем постере от киностудии Marvel Наташа Романофф изображается в более живых позах. Она теперь, как и прочий супергерой, сосредоточенно сражается, а не идёт вперед со "взглядом кошки" Она. Становится ли Чёрная вдова от этого хуже и менее интересная как личность в фильме? Думаю, ответ очевиден.
Тенденция к меньшей сексуализации вообще хорошо просматривается в фильмах про супергероев. Помните, историю, развернувшуюся вокруг Харли Квин, когда зрители также агрессивно спорили, а какой должна быть девушка? Роковой и раскрепощенной, как у Джеймса Ганна, или такой же чудаковатой и безумной, только без коротеньких шорт и рваной футболке (фильм Кэтти Янь «Хищные птицы: потрясающая история Харли Квинн»). Думаю, что ягодицы Марго Робби, которые то и дело выставлялись на передний план в фильме 2016 года, никак не передают атмосферу и идею фильма. Разве что добавляют комплексов юным девушкам и смущают дам, которые пришли в кино с родителями или молодыми людьми. И хорошо, что через время это поняли. Пожалуй, здесь феминизм пошел только на пользу фильму.
Интересный факт: Марго Робби хоть и любит свою героиню Харли Квинн, но она с ненавистью вспоминает, как тяжело ей далась эта роль из-за слишком откровенного и неудобного костюма. Актриса вспоминает, что даже просила режиссёра поменять его, но режиссёр наотрез отказался.
Конечно, и в фильмах, и в играх до сих пор встречаются девушки с излишне округлой грудью, и зря оголенными плечами и ягодицами. Но с каждым годом режиссеры стараются всё больше уходить от этого. Они выбирают для своих героев наряды, подходящие под общую концепцию кинокартины, а не манипулируют сексуальными инстинктами зрителя.
А что с мультфильмами?
В мультфильмах, конечно, не идёт речи об откровенных нарядах и неправильных фигурах, но всё же под "веяние времени" подстраиваются и они. Возьмем хотя бы мультфильмы от Дисней.
Начиная с
появления своего первого мультфильма «Белоснежка и семь гномов» (1937), Диснеевских принцесс показывали как девушек хозяйственных, наивных и кротких. Их главной целью всегда было найти любящего мужчину, выйти замуж и нарожать деток. Нет, желания эти, конечно, хорошие. Только вот далеки от современных течений.
С появлением мультфильма «Алладин» всё становится немного иным. Дисней не просто рисует "куколку", а наделяет её конкретными чертами. Пусть пока что это только национальный признак, но он уже делает принцессу отличной от других. Начинает меняться и характер героини. Вместо того чтобы сидеть в замке, принцессы начинают осуществлять свои мечты, а отношения с мужчинами уходят на второй план.
Кроме того, наконец Дисней не боится экспериментировать с образами героинь и создает как главных, так и второстепенных персонажей более приближенных к реальному образу настоящих девушек.