Два месяца остается до одного из первых ответственных дней
одиннадцатиклассника. Каждый ученик напишет итоговое сочинение 6 декабря, за
который он получит либо «зачет» и будет допущен до ЕГЭ, либо «незачет» и
отправится на пересдачу.
Уже сейчас известны направления итоговых сочинений: «Верность
и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость».
Сами темы ребята узнают в день написания.
Чтобы вы потратили следующие месяцы с пользой, мы поговорили
с учительницей русского языка и литературы Академической гимназии №56,
федеральным экспертом ЕГЭ по литературе Ириной Дмитриевной Плетцер, которая
дала несколько практических советов, на что обращать внимание при подготовке и
написании сочинения:
«Меня смущают такие
рекомендации, как прочитать короткие
рассказы по одному из выбранных направлений и на основе их содержания написать текст
250-300 слов. Выпускное сочинение позволяет самостоятельно сформулировать
проблему, над которой хочется размышлять, дать свой ответ на заявленный вопрос.
Ведь многие выпускники раньше жаловались на то, что сочинения в рамках единого
экзамена по русскому языку, истории, литературе или обществознанию строго
регламентированы, должны быть написаны в соответствии с критериями каждого
предмета, они проверяют только знания учеников, но не дают возможности проявить
собственную неординарность, выразить личное мнение.
А вот в требованиях к выпускному
сочинению как раз говорится о том, что в первую очередь эта работа должна быть
самостоятельной. Ребята могут выбрать не только одну из пяти тем, но и те
литературные произведения, которые повлияли на их точку зрения по заявленной
теме, причём это могут быть как произведения отечественной или зарубежной
классики, так и книги современных авторов. Именно в итоговом сочинении можно
высказать своё отношение к прочитанному, анализируя, а, не просто пересказывая
содержание в заданном направлении размышлений.
По своей форме итоговое сочинение
– это классическое школьное сочинение по литературе, которое ученики учатся
писать на протяжении всего обучения. Поэтому и рекомендации по его написанию
традиционные. Тем не менее, необходимо помнить, что проверять его будут по пяти
критериям.
Поэтому следует внимательно
прочитать темы и выбрать ту, которая кажется вам наиболее понятной конкретной и
близкой. Чтобы разобраться в её формулировке, выделите ключевые слова,
определите ключевые понятия, обдумайте их содержание. Часто тема бывает
сформулирована в виде вопроса, например: всегда ли цель оправдывает средства?
Тогда дайте свой вариант ответа на этот вопрос. Это будет основная мысль
вашего будущего сочинения. Если же тема задана в виде суждения, нужно
переформулировать её в вопросительное предложение и тоже самостоятельно найти
ответ на вопрос.
Например, тема «Верная любовь помогает переносить все тяготы»
подразумевает ответ на вопросы: как связаны понятия любви и верности, какие
тяготы может преодолеть человек во имя любви. Итак, ответы на вопросы – это
тезисы вашей будущей работы, которые нужно доказать (аргументировать), опираясь
на собственный читательский опыт. Вспомните литературные произведения, которые
заставили вас задуматься над понятиями, о которых вы собираетесь писать.
При этом необязательно
брать три, четыре, пять произведений, достаточно двух и даже одного. Если вы
мало читаете, советую обратиться к классическим произведениям русских
писателей, изучаемых в средней школе. Ведь мы их читаем и перечитываем именно
потому, что в них ищем ответы на вечные вопросы, волнующие многие поколения.
Чтобы накопить к выпускному сочинению собственную базу литературных аргументов,
своим ученикам я предлагаю писать сочинения по завершении изучения творчества
определённого писателя именно в формате итогового сочинения по литературе.
Помните,
чтобы получить зачёт по первому критерию, ученик должен рассуждать на предложенную тему, выбрав
путь ее раскрытия (например, отвечать на вопрос, поставленный в теме, или
размышлять над предложенной проблемой и т.п.). Чтобы не отклониться от заданной
темой, проверяйте себя, делайте микровыводы после каждого аргумента, чтобы
подтвердить свою точку зрения, включая в них ключевые слова из формулировки
темы.
2. Аргументация
Обращаю ваше
внимание на то, что «незачет» ставится при условии, если сочинение написано без
привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание
произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не
становясь опорой для аргументации». Нельзя ограничиваться общими рассуждениями
по поводу прочитанного, тем более кратким пересказом содержания выбранной вами книжки или фразами типа:
«Многие писатели обращались к теме верности и измены в своих произведениях,
например…» Вы должны доказывать своё мнение, обращаясь за доказательствами
собственной правоты к личному пониманию того, о чём прочли в книгах.
Хочу
напомнить, что для получения «зачёта» за итоговое сочинение первые два критерия
являются основными. Выставление «незачета» по одному из этих критериев
автоматически ведет к «незачету» за работу в целом. Также для получения
«зачета» за всё сочинение нужно получить «зачёт» хотя бы ещё по одному из
следующих трёх.
3. Композиция и
логика рассуждения
Итак,
композиция сочинения включает в себя вступление, основную часть и вывод. Во
вступлении обычно даются общие сведения по проблеме, обозначенной в теме
сочинения, к ним относятся объяснение значения ключевых слов темы, размышления
пишущего по поводу этих понятий, мнение учащегося, связанное с темой сочинения.
Для нынешнего
выпускного сочинения лучше всего подойдёт аналитическое вступление (4-5
предложений, не больше). Но можно пойти более простым путём и написать
вступление – определение. Для этого выбрать одно ёмкое слово-понятие,
отражающее тему сочинения, и дать его лексическое значение, а потом
прокомментировать его, объясняя, что для вас значит это понятие.
Основная
часть – это тезис и аргументы из литературных произведений, которые выбраны
вами для подтверждения вашего мнения. Тезис следует формулировать чётко и ясно:
это идея вашего сочинения. Тезис представляет собой прямой ответ на вопрос,
содержащийся в теме сочинения. Ещё раз напоминаю: в основной части содержится
анализ литературного текста в контексте заявленной темы. Главное, нужен не
пересказ содержания, а размышления по поводу прочитанного в заданном вами же
самими направлении анализа. Разумеется, очень украшают вашу работу стихотворные
цитаты, выученные наизусть и прокомментированные.
В заключении
подводится итог, обобщается сказанное.
Можно повторить главные мысли из основной части, но только другими словами. Ещё
раз нужно подчеркнуть личное отношение к заявленной проблеме. Можно упомянуть о
её актуальности или непреходящей ценности. Заключение должно быть органично
связано со вступлением.
Чтобы
избежать логических ошибок в сочинении, внимательно проверьте черновик.
Перечитайте первые предложения каждого абзаца вашей работы. У вас должен
получиться связный микротекст. Если же предложения не связаны между собой,
значит, в сочинении нарушена связь между смысловыми частями. Обратите внимание
на формальные средства связи предложений в тексте: вводные слова, синонимические
замены, лексический повтор, синтаксический параллелизм.
Следующие
критерии предполагают проверку речевого оформления текста, уровня владения
литературным русским языком и грамотность.
Кроме того,
не забывайте, что в сочинении должно быть от 350 слов.»
Фото из Instagram @studywhme
Рассказывает о подготовке к декабрьской работе Ирина Плетцер, учитель русского языка и литературы гимназии №56