Согласны ли Вы с
утверждением Б. Ясенского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но
только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?
В старославянском языке слово «равнодушие» означало «одинаковое
состояние души человека, его способность сохранять спокойствие». Даже в наши
дни это понятие у каждого человека вызывает разные ассоциации. Я часто слышу
фразы: «я равнодушен к сладкому», «я равнодушно отношусь к поэзии». Казалось
бы, в самом слове нет ничего устрашающего. Некоторые люди скажут: «Ну, не
испытываешь ты каких-либо эмоций, это же не так страшно, как ненависть
или лицемерие». Конечно, равнодушие в привычках и привязанностях не так опасно,
но как же меняется значение этого слова, когда дело касается окружающего
мира, людей, событий, происходящих вокруг.
Б. Ясенский когда-то сказал: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство». Попробую раскрыть смысл его высказывания. Я понимаю слова писателя так: равнодушие - это самое страшное чувство, которое может испытывать человек, поскольку оно распространяется со скоростью света, оно размножается, погружая весь в мир в глубокий омут, в котором нет ни единого человека, способного остановить несправедливость. В обществе равнодушных никто не предотвратит предательство и убийство, никто не поможет ближнему, оказавшемуся в беде. Такое общество обречено на вымирание. Что может быть страшнее молчаливого согласия?
Я полностью согласна с мнением писателя. Он разглядел в безразличии его самую тёмную сторону. Совершенно несложно понять, чем опасно предательство и убийство, но как же быть с равнодушием? Оно не регулируется законом, не осуждается обществом. Равнодушие – это молчаливый убийца всего светлого, и только небезразличные люди меняют мир к лучшему.
Многие писатели не обошли стороной тему равнодушия в своих произведениях. Так, Е. Замятин в романе «Мы» показывает нам определенную модель жизни, а также последствия молчаливого согласия как отдельных индивидуумов, так и всего общества в целом. Перед глазами читателя возникает ужасающая картина: тоталитарное государство, в котором люди лишены не только индивидуальности, своего собственного мнения, но и морали. Если попытаться понять причины происходящего, то приходишь к выводу: каждое общество получает такого лидера, которого оно заслуживает, и жители Единого Государства сами позволяют кровожадному диктатору управлять собой. Они сами вступают в «стройные ряды» роботоподобных, на своих ногах отправляются на операцию по «удалению фантазии», чем лишают себя возможности полноценно жить.
Однако нашлись единицы, способные сказать этому строю «нет», например, главная героиня романа I-33, понимающая абсурдность этого мира. Она создала коалицию сопротивления, потому что твердо знала, что никто не вправе лишать человека свободы. Она могла бы жить, погружённая в комфортное лицемерие, но выбрала протест. На ее плечи легла большая ответственность не только за себя, но и за многих людей, которые не понимали ужаса, происходящего в государстве.
Точно так же поступил и Д-503. Этот герой был обласкан властью, занимал высокий пост, жил в равнодушно-механическом состоянии. Встреча с I изменила его жизнь. Он понял, что запрет на чувства аморален по своей природе. Никто не смеет отнимать у человека то, что ему даровано жизнью. После того как он испытал любовь, он больше не смог остаться равнодушным. К сожалению, его борьба не принесла результата: государство лишило его души, уничтожив способность чувствовать. Однако его «пробуждение» нельзя назвать напрасным, потому что мир способен меняться к лучшему только благодаря смелым и неравнодушным.
В романе Д. Митчелла
«Облачный атлас» мы тоже встречаем примеры, подтверждающие мою позицию.
Действие романа происходит в антиутопическом государстве Ни-Со-Копрос. В этом
государстве общество делится на две группы: чистокровных (людей, рождённых
естественным путём) и фабрикантов (людей-клонов, выращенных искусственно в
качестве рабов). Фабрикантов не считают людьми, их уничтожают, как сломанную
технику. В центре внимания автора находится героиня Сонми-451,
которая по воле случая оказывается вовлечённой в борьбу с государством.
Когда она узнает страшную правду о том, как по-настоящему устроен мир, Сонми не
может больше молчать и начинает сражаться за справедливость. Это становится
возможным только благодаря неравнодушным «чистокровным», понимающим
несправедливость такого разделения. В ожесточённой схватке убивают ее товарищей
и любимого человека, а Сонми приговаривают к смертной казни, но она успевает
рассказать свою историю «архивисту». Это единственный человек, который услышал
ее исповедь, но именно он потом изменил мир. Мораль этой части романа
заключается в том, что, пока существует хотя бы один неравнодушный
человек, надежда на справедливый мир не угаснет.
Таким образом, можно сделать вывод, что равнодушие – это крайне опасное
состояние, оно лишает человека всех чувств, делает его рычагом в руках
недобросовестных людей, отнимает индивидуальность. Если все будут молчать, то
злодеям будет проще управлять миром. Говорят, что один в поле не воин, но
я уверена, что один неравнодушный человек способен повлиять на ход истории.
Надеюсь, что люди рано или поздно осознают, что не бывает чужих проблем и бед.
Источник: rustutors.ru