Какие темы могут предложить:
Что значит быть храбрым?
Для чего человеку нужна смелость?
К чему приводит трусость?
На какие поступки толкает человека трусость?
Можно ли утверждать, что смелость – двигатель прогресса?
В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость?
Нужна ли смелость в любви?
Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки?
Смелость — начало победы
Согласны ли Вы с утверждением О. Де Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»?
Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики»?
Как вы понимаете слова Конфуция: «Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого»?
Как Вы понимаете высказывание: «Боязливая собака больше лает, чем кусает»?
Справедливо ли высказывание «смелость – это половина победы»?
Какие поступки можно назвать смелыми?
В чем разница между наглостью и смелостью?
Кого можно назвать трусом?
Можно ли воспитать в себе смелость?
Как Вы понимаете высказывание М. Твена: «Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие»
Согласны ли Вы с утверждением Л. Берне: «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего»?
Каковы причины возникновения страха?
Может ли человек с высокими моральными принципами быть трусом?
Трусливость –это приговор?
Согласны ли Вы с утверждением Б. Рассела: «Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым»?
Можно ли любить того, кого боишься?
Может ли смелый человек бояться чего-либо?
Можно ли утверждать, что человек страшится только того, чего не знает?
Согласны ли Вы с утверждением Д. Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. Д. Дидро»
Как Вы понимаете выражение Ф. Купера: «Страх делает умных глупыми и сильных слабыми»?
Чем отличается истинная смелость от ложной?
Всегда ли смелость выражается в поступках?
Как Вы понимаете выражение: «Дело мастера боится»?
Стыдно ли испытывать страх?
Как экстремальные условия влияют на смелость?
Как Вы понимаете высказывание У. Шекспира:
«Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые
умирают только один раз»?
Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали?
Почему важно быть смелым в жизни?
Согласны ли Вы с утверждением Ж.Ж. Руссо:
«Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет
ничего более несходного и по своему источнику, и по результату»?
Согласны ли Вы с утверждением Г.С. Криспа: «В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена»?
Что значит быть смелым в повседневной жизни?
Какая разница между смелостью и рискованностью?
Чем отличается страх от трусости?
Согласны ли Вы с утверждением Вольтера: «Успехи науки — дело времени и смелости ума»?
Как сила воли связана со смелостью?
Нужно ли иметь смелость, чтобы сказать «нет»?
Почему важно иметь смелость в отстаивании своих идеалов?
Почему важно иметь смелость при принятии решений?
Нужна ли смелость, чтобы принять что-то новое?
Как Вы понимаете высказывание Гельвеция:
«Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть
совершенно лишенными желаний»?
Может ли трусость тормозить развитие личности?
Согласны ли Вы с утверждением У. Черчилля: «Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств»?
Как влияет смелость на формирование личности?
Подтвердите или опровергните утверждение Фукидида: «Невежество делает людей смелыми, а размышление — нерешительными».
Как влияет трусость на формирование личности?
Чем отличается трус от смельчака?
Согласны ли Вы с П. Гольбахом: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха»?
Почему люди боятся высказать свое мнение?
Как проявляется смелость на войне?
Согласны ли Вы с утверждением Г.Ю. Цезаря: «Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль»?
Какие качества человек проявляет на войне?
Согласны ли Вы с высказыванием Г. Ибсена: «Трусость в своем расцвете обращается в жестокость»?
Почему творчество требует смелости?
Почему люди на войне проявляют трусость?
Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Геройство — понятие искусственное, ведь смелость относительна»?
Согласны ли Вы с утверждением С. Лагерлёф: «При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении»?
Как мнительность связана с трусостью?
Нужна ли смелость в любви?
Может ли трус быть счастливым?
Согласны ли Вы со словами Плутарха: «Смелость — начало победы»?
Как раскрыть тему:
В
основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений
человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться
от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных
ситуаций.
На страницах многих
литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям,
так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
Аргументы из произведений:
1.
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
одной из таких ситуаций становится война, которая ставит героев перед выбором:
уступить страху и спасти собственную жизнь, или, презрев опасность, сохранить
силу духа. Андрей Болконский в бою проявляет недюжинную смелость, первым
кидается в бой, чтобы подбодрить солдат. Он знает, что может погибнуть в битве,
но страх смерти не пугает его. Отчаянно сражается на войне и Фёдор Долохов.
Чувство страха чуждо ему. Он знает, что храбрый солдат может повлиять на исход
сражения, поэтому отважно кидается в бой, презирая
трусость. А вот юный корнет Жерков уступает страху и отказывается передать
приказ об отступлении. Письмо, которое так и не было им доставлено, становится
причиной гибели многих солдат. Цена за проявление малодушия оказывается
непомерно высокой.
2.
Смелость побеждает время и увековечивает
имена. Трусость же ложится позорным пятном на страницы истории и литературы.
В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» примером смелости и мужества является
образ Петра Гринева. Он готов ценою жизни отстаивать Белогорскую крепость под
натиском Пугачева, и страх смерти чужд герою в момент опасности. Обострённое
чувство справедливости и долга не позволяет ему сбежать или отказаться от присяги.
Нескладный и мелкий в своих побуждениях Швабрин представлен в романе антиподом
Гринева. Он переходит на сторону Пугачева, совершая предательство. Им движет
страх за собственную жизнь, судьбы же других людей ничего не значат для
Швабрина, готового спастись, подставив под удар другого. В историю русской
литературы его образ вошел как один из архетипов трусости.
3. Война обнажает потаенные человеческие страхи, самый древний из которых – страх смерти. В повести В. Быкова «Журавлиный крик» перед героями стоит, казалось бы, невыполнимая задача: задержать немецкие войска. Каждый из них понимает, что исполнить долг возможно только ценой собственной жизни. Каждый должен решить для себя, что для него важнее: избежать смерти или исполнить приказ. Пшеничный считает, что жизнь дороже призрачной победы, поэтому заранее готов сдаться в плен. Он решает, что сдаться немцам намного разумнее, чем напрасно рисковать жизнью. Солидарен с ним и Овсеев. Он жалеет, что не успел сбежать до прихода немецких войск, и большую часть боя сидит в окопе. В очередную атаку он делает трусливую попытку бежать, но Глечик стреляет в него, не позволяя скрыться. Сам Глечик уже не боится умереть. Ему кажется, что только теперь, в момент полного отчаяния, он почувствовал ответственность за исход боя. Страх смерти для него мал и ничтожен, по сравнению с мыслью о том, что бегством он может предать память погибших товарищей. В этом заключается подлинный героизм и бесстрашие героя, обречённого на гибель.
4. Василий Тёркин – ещё-один герой-архетип, вошедший в историю литературы как образ смелого, веселого и бравого солдата, идущего в бой с улыбкой на устах. Но не столько напускным весельем и меткими шутками привлекает он читателя, сколько подлинным героизмом, мужественностью и стойкостью. Образ Тёркина создавался Твардовским как шуточный, однако, войну автор изображает в поэме без прикрас. На фоне военных реалий незатейливый и такой пленительный образ бойца Тёркина становится народным воплощением идеала настоящего солдата. Разумеется, герой боится смерти, мечтает о семейном уюте, но точно знает, что защита Отечества – его главный долг. Долг перед Родиной, перед погибшими товарищами и перед самим собой.
5. В рассказе «Трус» В.М. Гаршин выводит характеристику персонажа в заглавие, тем самым как бы заранее оценивая его, намекая на дальнейший ход повествования. «Война решительно не дает мне покоя», — пишет в своих заметках герой. Он боится, что его заберут в солдаты и не хочет идти на войну. Ему кажется, что миллионы загубленных человеческих жизней невозможно оправдать великой целью. Однако, в размышлениях над собственным страхом, он приходит к выводу, что едва ли может обвинить себя в трусости. Ему претит мысль о том, что можно воспользоваться влиятельными знакомствами и уклониться от войны. Внутреннее чувство правды не позволяет ему прибегнуть к столь мелкому и недостойному средству. «От пули не убежишь», — говорит герой перед смертью, тем самым принимая её, осознавая свою сопричастность к происходящему бою. Его героизм – в добровольном отказе от трусости, в невозможности поступить иначе.
6. «А зори здесь тихие…» Б. Васильева — книга отнюдь не о трусости. Напротив, о невероятной, сверхчеловеческой храбрости. Причем герои её доказывают, что у войны может быть и женское лицо, а смелость – не только мужской удел. Пять юных девушек ведут неравный бой с немецким отрядом, бой, из которого они едва ли выйдут живыми. Каждая из них понимает это, но ни одна не останавливается перед смертью и с покорностью идет ей навстречу, чтобы исполнить свой долг. Все они — Лиза Бричкина, Рита Осянина, Женька Комелькова, Соня Гурвич и Галя Четвертак — погибают от руки немцев. Однако в их молчаливом подвиге нет ни тени сомнения. Они точно знают, что другого выбора быть не может. Их вера непоколебима, а стойкость и мужество – примеры подлинного героизма, прямое доказательство тому, что человеческим возможностям нет предела.
7. «Тварь я дрожащая или права имею?» — вопрошает Родион Раскольников, уверенный в том, что он скорее второе, чем первое. Однако по непостижимой жизненной иронии всё оказывается с точностью да наоборот. Трусливой оказывается душа Раскольникова, несмотря на то, что он нашёл в себе силы совершить убийство. В попытке возвыситься над массой, он теряет самого себя и переступает моральную черту. Достоевский в романе подчеркивает, что встать на ложный путь самообмана очень просто, но побороть в себе страх и понести наказание, которого так боится Раскольников, необходимо для душевного очищения героя. На помощь Родиону, живущему в постоянном страхе за содеянное, приходит Соня Мармеладова. Несмотря на всю свою внешнюю хрупкость, героиня обладает стойким характером. Она вселяет в героя уверенность и мужество, помогает ему побороть трусость, и даже готова разделить наказание Раскольникова, чтобы спасти его душу. Оба героя борются с судьбой и обстоятельствами, в этом проявляется их сила и смелость.
8. «Судьба человека» М. Шолохова — ещё одна книга о мужестве и смелости, героем которой становится обычный солдат Андрей Соколов, судьбе которого и посвящены страницы книги. Война заставила его покинуть дом и отправится на фронт, чтобы пройти испытания страхом и смертью. В бою Андрей честен и храбр, как и многие солдаты. Он верен долгу, за который готов заплатить даже собственной жизнью. Оглушённый боевым снарядом, Соколов видит приближающихся немцев, но не желает бежать, решив, что последние минуты нужно провести достойно. Он отказывается повиноваться захватчикам, его смелость впечатляет даже немецкого коменданта, который видит в нем достойного противника и доблестного солдата. Судьба безжалостна к герою: он теряет в войне самое дорогое – любящую жену и детей. Но, не смотря на трагедию, Соколов остается человеком, живет по законам совести, по законам храброго человечного сердца.
9. Роман В. Аксёнова «Московская сага» посвящён истории семьи Градовых, которая всю свою жизнь отдала на служение Отечеству. Это роман-трилогия, представляющий собой описание жизни целой династии, тесно связанной родственными узами. Герои готовы пожертвовать многим ради счастья и благополучия друг друга. В отчаянных попытках спасти близких, они проявляют недюжинную смелость, зов совести и долга для них – определяющий, руководящий всеми их решениями и поступками. Каждый из героев по-своему храбр. Героически защищает родину Никита Градов. Он получает звание героя Советского Союза. Герой бескомпромиссен в своих решениях, под его руководством успешно проводятся несколько военных операций. Уходит на войну и приёмный сын Градовых – Митя. Создавая героев, погружая их в атмосферу постоянной тревоги, Аксенов показывает, что смелость — удел не только отдельно взятой личности, но и целого поколения, воспитанного на уважении семейных ценностей и нравственного долга.
10.
Подвиги – тема, вечная в литературе.
Трусость и смелость, их противоборство, многочисленные победы одного над
другим, и сейчас становятся предметом споров и поисков современных писателей.
Одним из таких авторов стала известная британская писательница Джоан К. Роулинг
и её знаменитый на весь мир герой – Гарри Поттер. Её серия романов о
мальчике-волшебнике покорила сердца юных читателей фантастичностью сюжета и,
конечно, храбростью сердца центрального персонажа. Каждая из книг – история
борьбы добра и зла, в которой первое всегда побеждает, благодаря смелости Гарри
и его друзей. Перед лицом опасности каждый из них сохраняет стойкость и веру в
конечное торжество добра, которым по счастливой традиции победители
вознаграждаются за смелость и мужество.
Цитаты, которые пригодятся:
Будь смел на правду
Кто смел, тот и съел (и на коня сел)
Смелость — начало победы. (Плутарх)
Смелость, граничащая с безрассудством, заключает в себе более безумия, нежели стойкости. (М. Сервантес)
Когда боишься — действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс)
Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными желаний. (Гельвеций К.)
Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль. (Ю. Цезарь)
Кто мужествен, тот смел. (Цицерон)
Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату. (Ж.Ж. Руссо)
Излишняя смелость такой же порок, как и излишняя робость. (Б. Джонсон)
Смелость, которая зиждится на осмотрительности, не именуется безрассудством, подвиги же безрассудного скорее должны быть приписаны простой удаче, нежели его храбрости. (М. Сервантес)
В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена. (Саллюстий)
Отвага заменяет крепостные стены. (Саллюстий)
Быть смелым — значит считать далёким всё страшное и близким всё, внушающее смелость. (Аристотель)
Геройство — понятие искусственное, ведь смелость относительна. (Ф. Бэкон)
Иные проявляют смелость, не имея её, но нет человека, который бы демонстрировал остроумие, не будь он остроумен от природы. (Дж. Галифакс)
Настоящая смелость редко обходится без глупости. (Ф. Бэкон)
Невежество делает людей смелыми, а размышление — нерешительными. (Фукидид)
Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и лёгкость. (Д. Дидро)
Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств. (У. Черчилль)
Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен)
Счастлив, кто смело берёт под свою защиту то, что любит. (Овидий)
Творчество требует смелости. (А. Матисс)
Требуется немалая смелость, чтобы приносить людям плохие новости. (Р. Брэнсон)
Успехи науки — дело времени и смелости ума. (Вольтер)
Чтобы пользоваться собственным рассудком, необходима недюжинная смелость. (Э. Бёрк)
Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу. (О. Бальзак)
Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)
Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне)
Нет ничего страшнее самого страха. (Ф. Бэкон)
Трусость никогда не может быть моральной. (М. Ганди)
Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И. Гёте)
Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах)
Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт)
Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. (Д. Дидро)
Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен)
Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей. (И. Кант)
Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не сознавая опасности. (В. О. Ключевский)
Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого. (Конфуций)
Страх делает умных глупыми и сильных слабыми. (Ф. Купер)
Боязливая собака больше лает, чем кусает. (Курций)
При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении. (С. Лагерлёф)
Страх — плохой наставник. (Плиний Младший)
Страх возникает вследствие бессилия духа. (Б. Спиноза)
Испуган — наполовину побежден. (А.В. Суворов)
О храбрости больше всего говорят трусы, а про благородство — прохвосты. (А.Н. Толстой)
Трусость есть косность, мешающая нам утверждать нашу свободу и самостоятельность в отношениях с другими. (И. Фихте)
Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз. (У. Шекспир)
Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым. (Бертран Рассел)
Любовь плохо уживается со страхом. (Н. Макиавелли)
Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон)
Отвага — что любовь: ей нужно питаться надеждой. (Н. Бонапарт)
Совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви. (Апостол Иоанн)
Список литературы:
В.К. Железников «Чучело»
В.М. Гаршин «Трус»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
Б.Л. Васильев «Завтра была война», «А зори здесь тихие»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
В.В. Быков «Сотников»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»
Дж. Толкин «Властелин колец»
Э. Ремарк «Три товарища», «На Западном фронте без перемен»
А. Дюма «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера»
Е. Ильина «Четвертая высота»
Дж. Лондон «Белый Клык», «Мартин Иден»
В. Набоков «Приглашение на казнь»
С. Коллинз «Голодные игры»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
У. Голдинг «Повелитель мух»
Р. Гальего «Белое на черном»
Ф.М. Достоевский «Идиот»
В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
Дж. Оруэлл «1984»
В. Рот «Дивергент»
М.А. Шолохов «Судьба человека», «Нахаленок»
Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель»
М. Горький «Старуха Изергиль»
А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Источники:ctege.info, literaguru.ru
Фото из Instagram @