Когда я была на первом курсе, в СПбГУ ввели новую систему занятий по физкультуре. Наивная дурь о том, что испытания новых образовательных идей остались в школе, быстро выветрилась. Вместо обычных зачетов и посещений теперь появились баллы, строгая отчетность и «ты вылетишь из универа, если не наберешь 400 баллов к четвертому курсу!». За каждое посещение их давали всего два, и благодаря элементарной математике, подвластной даже гуманитарию, ты понимал, что впереди дооолгие годы унылого перемещения своей пятой точки в университетском спортзале.
Не то что бы моя пятая точка была так ленива. Но занятия спортом и физкультура — это совсем разные вещи. И неважно, что в университете это мерзкое слово на букву «ф» подразумевает бассейн, волейбол, аэробику, единоборства и другие приятности.
Лично у меня отношения с физкультурой не заладились еще в школе. В третьем классе я заблудилась в лесу на лыжной пробежке. Преподаватель, мужчина уже не молодой, вдоволь понервничал и перевел меня в группу со слабым здоровьем, где все нормативы я стала сдавать на уровне полностью парализованных. Но затем его сменила молодая женщина, по детским впечатлениям раньше она работала в исправительной колонии для несовершеннолетних. Ее логика была проста: если ты все еще дышишь, у тебя нет уважительных причин пропускать занятия. Так началась многолетняя война, победителем из которой можно было выйти лишь претенденту на золотую медаль, ведь ему «оценки портить нельзя». Шах и мат. В итоге, я так и не научилась лазить по канату, бегать, подтягиваться, отжиматься, прыгать в длину, в высоту, через козла, через коня и других животных.
А тут — снова физкультура. И вроде все строго и серьезно (на первом курсе в это еще верилось). И ты два раза в неделю тащишь себя на аэробику с ее танцевальными комбинациями, крайне, между прочим, унизительными для твоей косолапой грации. А через полгода понимаешь, что, может быть, дряблый живот и атрофированные мышцы — это твоя жизненная позиция, и выгонять из университета за стойкие принципы — антиконституционно, и еще что-нибудь в этом роде. Это, однако, не мешает тебе купить абонемент в фитнес-клуб и иногда ходить туда. Все потому, что заставить заниматься взрослого ленивого человека невозможно. Он должен хотеть этого сам.
За три года на журфаке спортсменом благодаря физкультуре никто так и не стал. Новая система породила соревнования по наименьшему количеству набранных баллов. Победительницей была признана моя прекрасная одногруппница, она к третьему курсу еще так и не успела записаться на физкультуру. Массовое разгильдяйство заставило университет отступить: теперь необходимо написать работу, где ты в теории разрабатываешь для себя курс из 25 упражнений, и о занятиях можно забыть. Наконец-то мои воображаемые успехи в спорте получили признание.
К слову сказать, одновременно с физкультурой, в университете была введена новая система изучения английского языка, которая также вызывает много проблем, и ввергает студентов в ужас при мысли об итоговом экзамене, который многие уже завалили. Есть ли шанс, что к четвертому курсу, ректорат, обессилев в борьбе с нашей глупостью, разрешит применять воображаемые знания языка? Пожалуй, закрою учебник и буду верить в лучшее.