Целенаправленно шагая или свободно прогуливаясь, каждый прохожий на Невском видит одно и тоже, но каждый замечает что-то своё, собирая уникальную картину главной улицы города. А как видят окружающих художники Невского проспекта?
Идя по улице, ты заметишь театр Комедии, а твой друг кафешку, чтобы быстро перекусить. Бабуля с тяжелой сумкой, будет выглядывать молодого человека или мужчину, чтобы тот ей помог, а женщина в осеннем пальто засмотрится на архитектуру домов на Малой Садовой.
Неспешно выходя из одного двора на Невский, я задумалась о школе, предстоящем учебном году и прочих насущных проблемах. Громкий голос с южным акцентом окликнул меня и выдернул из мыслей. Мужчина лет пятидесяти, в куртке темно-зеленого цвета, смотрел на меня, сидя на лавочке. Это, как узнала я после, Антонио – свободный художник. На его просьбу, нарисовать мой портрет, с небольшим недоверием согласилась. У меня возник вопрос, а что знаю я о них? Часто хожу по проспекту, а их не замечаю. Да и мысль об определении с путем и местом в жизни, не дающая покоя, вдруг прокричала в голове: «А что если и тебе выпадет шанс стать свободной, а ты хоть будешь знать об этом немного?».
Антонио вышел на улицу работать художником «на себя» с началом перестройки, в 1987 году. «Кушать было нечего, трудиться также, негде, подумал выйти на улицу. Конечно, странно, что в момент, когда в стране есть нечего, кто-то захочет свой портрет, мол, еды не надо, а вот на себя полюбоваться, а потом и внукам передать», - смотря то на меня, то на планшетку с листом, старательно прорисовывая мои черты лица на бумаге, повествует художник. «Рисовал во многих компаниях, делал портреты, пейзажи, но возраст уже не подходящий, чтобы бегать по заказам. Вечерами выходил на проспект и радовал их образами. После, понял, что именно такой стиль жизни меня устраивает. Уволился с работы и теперь тружусь вот так, зато знаю - если и виноват в чем-то, то только я сам», - поглядывая на меня, объясняет живописец.
Недалеко от стула, на котором сидела я, собралась компаниях художников веселых, громко разговаривающих, смеющихся. На этом месте Антонио нашел себе достаточно знакомых, друзей. За тот час, пока появлялся мой портрет, подходили остальные свободные труженики из шумной группы, разговаривали о делах на вечер и о дне в целом.
Антонио и его знакомый рассказали мне немного о том, как зародилась эта традиция - художники на Невском. «После перестройки в город приезжало все больше иностранных туристов. Они и были главными покупателями. Для иностранцев из-за курса рубля наши цены казались низкими. Милиция не гоняла, но строго следила за тем, чтобы продажа велась за рубли. Сначала просто вешали свои работы на ограду при помощи принесённых с собой крючков и верёвок. Правда, довольно скоро в одном из соседних переулочков появилась контора, которая соорудила деревянные стенды и сдавала их в аренду за небольшую плату. Художников на улице становилось всё больше. Если сначала было пять человек, то со временем собиралось уже около ста, так что с трудом помещались у ограды. В начале-90гг появились незваные гости. Рэкет добрался и до свободных художников. Те, кто занимался постоянными продажами – платил, а кто приходил изредка, в том числе студенты, просто прятались и избегали встречи с бритоголовыми парнями в спортивных штанах. Подтянулись и другие: фарцовщики, сборщики бутылок, дилеры, которые меняли валюту. Известно несколько случаев, когда успешных художников безнаказанно грабили: те не могли заявить в милицию, поскольку иметь валюту было незаконно.
Поначалу художники выставляли на продажу плоды своих творческих исканий, но постепенно всё чаще стали работать на потребу публики – выставлять картины поярче, с русским колоритом, лучше всего «Спас на крови». Немцы покупали больше всего, немецкая марка была самая распространённая валюта. Американцы тоже покупали. Редко и убедительно выглядел фунт. Иногда приезжали финны».
Уличные художники – интересное явление и для Санкт-Петербурга стали неотделимой частью. Представить себе Екатерининский сквер или выход из метро Невского проспекта, без них нельзя. «За долгие годы работы художником на улице, привык к месту, да и город без нашей компании не представляю. И вдохновляешься, и выводы какие-то для себя делаешь. С каждым годом все больше влюбляюсь в свою работу, наблюдаю за людьми, которые подходят с желанием, чтоб нарисовал их, или которых сам прошу побыть «моделью». Чаще, конечно, за женщинами, - смеется живописец Михаэль, мужчина в привычном образе художника, с черным беретом и шарфом, аккуратно замотанным вокруг шеи, - например, если в глазах теплиться какая-то разумная мысль, то это очи от отца, и наоборот, мамин взгляд выражается не умными думами, а некой пустотой. И если девушка не думает, а где-то витает, в этот момент она наиболее красива. Конечно, не подталкиваю дам на то, чтобы совсем не думать, просто наблюдение, - шутит художник.
Получившийся потрет порадовал меня, как и беседа с этими свободными и веселыми людьми, удивила меня, открыв сферу, о которой я даже не задумывалась. Все-таки, стоит иногда медленно прогуливаться.