Изломанная историческими трагедиями социальная жизнь граждан бывшего СССР уже стала буквально притчей, присказкой. В рамках обозначенной темы хотелось бы коснуться именно нашей с вами реальности. Того, что окружает нас каждый день, того в чем мы живем.
Общемировые тенденции и жизнь «цивилизованного мира» лишь частично затрагивают Россию… как сказала героиня второго плана одной из современных отечественных кинокартин: «Тут вам не Москва! Тут Россия!», имея ввиду, что отдельные точки на карте для нашей реальности – только подтверждение общего правила.
Чего стоит одна лишь социальная среда. Ее проблемы решить силами одного журналиста или даже целому коллективному подряду «жрецов пера» - невозможно. Поиск решений представляется занятием бесперспективным, поскольку потуги одного человека могут изменить не слишком много.
Однако же не будем забывать о том, что большое складывается из частностей, из мелочей. Недаром ведь говорят, что изменить целый мир можно лишь начав с себя. Каждый начнет с себя и в результате мы получим масштабные перемены. Красивая, но неправдоподобная теория, не так ли?
Журналисты, работающие в направлении «социальной журналистики» ежедневно освещают актуальные проблемы. Это и проблемы беспризорников, и уровень преступности, и невыплаты в социальном секторе, и отсутствие оборудования в поликлиниках, а в школах – персонала. Проблемы природных и социальных бедствий, катастроф, заболеваемости и общего упадка – все охватывается социальной журналистикой. Но дает ли журналистика необходимый отклик? Провоцирует ли диссонанс?
Публикации о варварском забое бездомных собак, о накачанных наркотиками младенцам в руках бродяжек, просящих милостыню, о беспомощных стариках, которым никто не помогает или же вдруг разово кто-нибудь добренький помог… кто их читает? Полностью? Внимательно? И в ком они вызывают живой отклик?
Кризис ценностей в нашем обществе не только негативно сказывается на жизни самих людей, но и на эффективности работы журналистов. Последние, к слову, должны бы активнее искать пути оптимизации своего труда, выбирать те «струнки», сыграв на которых можно изменить создавшееся положение. И тогда сложившуюся печальную ситуацию изменить – реально!
Социальная миссия журналистики, на мой взгляд, сродни работе хирурга: нужно диагностировать проблему, найти эффективное решение и блестяще его провести. Скажем, в исторической части города имеется памятник архитектуры… заброшенный много лет, но многими до того любимый и, не смотря на это, пришедший в упадок. Призывы, публикации и даже авторские передачи на ТВ, снятые об этом памятнике, не дают нужного результата. В частности городское управление бездействует, общество грустно вздыхает и остается безучастным, памятник – разрушается. Эффективно реализованная социальная миссия журналистики должна бы дать другой результат.
Реальный пример работы этого правила в 2013 году можно было наблюдать в ближайшем зарубежье – в одной из бывших республик Союза. Описанный памятник, ротонда парадной лестницы на бывшем Комсомольском озере (сейчас озеро Валя Морилор) в городе Кишиневе. Более 15 лет разрушалось то место, где когда-то бабушки и дедушки столичных жителей танцевали под звуки оркестра и совершали моцион по выходным дням. За это время не раз публиковались материалы, запрашивались средства из городского бюджета – все без толку. Даже реконструкция водохранилища и обустройство парка, начатые городскими властями, не затронули старую лестницу с ротондой.
Положение изменилось в 2012 году, когда буквально группа энтузиастов от числа местных журналистов ТВ, радио и печатной прессы начала публикации в СМИ и социальных сетях. В ход пошли личные истории жителей столицы, фото тех, кто был уже на месте 30 лет назад и пришел туда снова, архивные фото ротонды во времена СССР и сегодня. Собрались группы энтузиастов – изначально из личных друзей тех журналистов, не более 20 человек в группе – они занялись очисткой площадки. О каждом шаге раз за разом публиковалась небольшая статья, а тем временем стали подтягиваться спонсоры. Те, к кому обратились журналисты со своими инициативами, кто видел лучшие времена городского парка и кто хотел бы их вернуть, а может и собственный рейтинг на новой волне поднять. Не важно, что ими двигало, но результат появился! Несколько месяцев планомерных акций и в городском бюджете появилась небольшая часть, предназначенная на ремонт старой лестницы, ее восстановление. Поддавшись общему ажиотажу, городские главы также стали принимать меры!
В целом приведенный пример лишь иллюстрирует один из сценариев, когда социальная функция журналистики успешно реализована – и один из социальных вопросов был решен.
Аналогичный успех доступен в каждой отрасли, для каждой «проблемы без решения», я полагаю. Главное найти нужный угол зрения, подходящую точку опоры. Даже если нивелировались в обществе прежние ценности – на их место пришли новые! Журналист должен знать это, видеть, уметь использовать в работе.
Кто, если не мы?
Чего стоит одна лишь социальная среда. Ее проблемы решить силами одного журналиста или даже целому коллективному подряду «жрецов пера» - невозможно. Поиск решений представляется занятием бесперспективным, поскольку потуги одного человека могут изменить не слишком много.
Однако же не будем забывать о том, что большое складывается из частностей, из мелочей. Недаром ведь говорят, что изменить целый мир можно лишь начав с себя. Каждый начнет с себя и в результате мы получим масштабные перемены. Красивая, но неправдоподобная теория, не так ли?
Журналисты, работающие в направлении «социальной журналистики» ежедневно освещают актуальные проблемы. Это и проблемы беспризорников, и уровень преступности, и невыплаты в социальном секторе, и отсутствие оборудования в поликлиниках, а в школах – персонала. Проблемы природных и социальных бедствий, катастроф, заболеваемости и общего упадка – все охватывается социальной журналистикой. Но дает ли журналистика необходимый отклик? Провоцирует ли диссонанс?
Публикации о варварском забое бездомных собак, о накачанных наркотиками младенцам в руках бродяжек, просящих милостыню, о беспомощных стариках, которым никто не помогает или же вдруг разово кто-нибудь добренький помог… кто их читает? Полностью? Внимательно? И в ком они вызывают живой отклик?
Кризис ценностей в нашем обществе не только негативно сказывается на жизни самих людей, но и на эффективности работы журналистов. Последние, к слову, должны бы активнее искать пути оптимизации своего труда, выбирать те «струнки», сыграв на которых можно изменить создавшееся положение. И тогда сложившуюся печальную ситуацию изменить – реально!
Социальная миссия журналистики, на мой взгляд, сродни работе хирурга: нужно диагностировать проблему, найти эффективное решение и блестяще его провести. Скажем, в исторической части города имеется памятник архитектуры… заброшенный много лет, но многими до того любимый и, не смотря на это, пришедший в упадок. Призывы, публикации и даже авторские передачи на ТВ, снятые об этом памятнике, не дают нужного результата. В частности городское управление бездействует, общество грустно вздыхает и остается безучастным, памятник – разрушается. Эффективно реализованная социальная миссия журналистики должна бы дать другой результат.
Реальный пример работы этого правила в 2013 году можно было наблюдать в ближайшем зарубежье – в одной из бывших республик Союза. Описанный памятник, ротонда парадной лестницы на бывшем Комсомольском озере (сейчас озеро Валя Морилор) в городе Кишиневе. Более 15 лет разрушалось то место, где когда-то бабушки и дедушки столичных жителей танцевали под звуки оркестра и совершали моцион по выходным дням. За это время не раз публиковались материалы, запрашивались средства из городского бюджета – все без толку. Даже реконструкция водохранилища и обустройство парка, начатые городскими властями, не затронули старую лестницу с ротондой.
Положение изменилось в 2012 году, когда буквально группа энтузиастов от числа местных журналистов ТВ, радио и печатной прессы начала публикации в СМИ и социальных сетях. В ход пошли личные истории жителей столицы, фото тех, кто был уже на месте 30 лет назад и пришел туда снова, архивные фото ротонды во времена СССР и сегодня. Собрались группы энтузиастов – изначально из личных друзей тех журналистов, не более 20 человек в группе – они занялись очисткой площадки. О каждом шаге раз за разом публиковалась небольшая статья, а тем временем стали подтягиваться спонсоры. Те, к кому обратились журналисты со своими инициативами, кто видел лучшие времена городского парка и кто хотел бы их вернуть, а может и собственный рейтинг на новой волне поднять. Не важно, что ими двигало, но результат появился! Несколько месяцев планомерных акций и в городском бюджете появилась небольшая часть, предназначенная на ремонт старой лестницы, ее восстановление. Поддавшись общему ажиотажу, городские главы также стали принимать меры!
В целом приведенный пример лишь иллюстрирует один из сценариев, когда социальная функция журналистики успешно реализована – и один из социальных вопросов был решен.
Аналогичный успех доступен в каждой отрасли, для каждой «проблемы без решения», я полагаю. Главное найти нужный угол зрения, подходящую точку опоры. Даже если нивелировались в обществе прежние ценности – на их место пришли новые! Журналист должен знать это, видеть, уметь использовать в работе.
Кто, если не мы?