В последние пять лет случился настоящий «бум» на преподавателей, которые проводят для школьников индивидуальные уроки. По опросам ПУ, в этом учебном году 42% школьников будут пользоваться услугами репетитора. В чем секрет? Мы решили выяснить это у директора компании по подбору репетиторов «Виртуальная Академия», кандидата физико-математических наук Вячеслава Муравьева.
— По статистике, за последние 7 лет востребованность репетиторов выросла с 13,3% до 42%. Чем это вызвано?
— Повышение интереса к репетиторской подготовке связано с множеством факторов, но самый главный из них – общий кризис в системе образования. Он проявляется, к примеру, в укрупнении классов в школах для повышения зарплаты учителю или в упразднении часов по естественным дисциплинам. Не секрет, что громадным спросом стали пользоваться репетиторы по естественнонаучным предметам – математике, физике, химии. Проблем действительно очень много, и мы пытаемся хоть немного помочь школьникам восполнить пробелы в знаниях.
— Чем отличается индивидуальная работа с репетитором от занятий в группах?
— В любом классе ученики распределяются по группам. Всегда есть и отличники и отстающие. И проблема образования в школах заключается в том, что зачастую преподаватель ориентируется на учеников, которые выходят с ним на диалог. Это отличники и хорошисты, которые не стесняются блеснуть знаниями. А отстающие ребята нередко просто не хотят или стесняются выделяться. И если ученик пропустил одну тему, то ком непонимания накапливается очень быстро.
— Мы знаем, что многие компании, занимающиеся подбором репетиторов, гарантируют школьникам высокие баллы на ЕГЭ. Чем обоснованы эти гарантии?
— Это простой маркетинг. Никто не может давать гарантий на подготовку. Дети бывают разные, у одних получается понимать материал быстрее, а другие могут никогда не понять, что такое гравитация. Преподаватель может заставить выучить что-то, но никто не сможет изменить сознание ученика. Впрочем, обнадежить в некоторых вещах мы можем. По нашей статистике, двухмесячных занятий с нашими репетиторами в большинстве случаев достаточно, чтобы поднять успеваемость на один балл.
— У вас какие-то «специальные» репетиторы?
— Все наши репетиторы проходят проверку. Менеджеры проводят собеседование с каждым преподавателем, мы обязательно спрашиваем документы об образовании, проводим небольшие тесты, которые помогают нам оценить уровень претендентов. У нас много опытных репетиторов, много студентов, которые тоже преподают. Не все родители идут на риск и нанимают студента, но те, кто это делает, зачастую остаются довольны, так как молодое поколение лучше знает, что такое школьное образование и ЕГЭ. В конце концов, они сами пару лет назад все это проходили.
— Когда чаще всего к вам обращаются за помощью? И вообще, в какой ситуации репетитор действительно необходим?
— Опыт показывает, что существуют два пика спроса на репетиторов. Чаще всего в Виртуальную академию обращаются родители, дети которых учатся в шестом классе. В это время уже появляются профильные предметы, и взрослые замечают, что ребята не справляются с нагрузкой и начинают отставать. Второй «наплыв» приходится на девятый класс, когда приближается государственная итоговая аттестация. И тут родители и их чада озабочены уже не только более глубокими знаниями, но и конкретными баллами. Что же им можно посоветовать? Конечно, репетиторы – самый эффективный, хотя и самый дорогой способ подготовки, чем курсы. По нашей статистике, 8 из 10 учащихся, которые занимаются с индивидуальными преподавателями, получают достаточные баллы для поступления в вузы.