Создатель и директор серии YouTube фильмов «Каждая рамка – Картина» Тони Чжоу в своих видео-эссе раскрывает секрет читаемых текстов. Чжоу восхищается фильмом Орсона Уэллса «Ф значит Фальшивка» и на его примере показывает как избежать типичных ошибок начинающего автора.
Фильм Уэллса относится к псевдо-документальному жанру. В сюжете идет речь о фальсификаторе, но режиссер отказывается от линейности и выстраивает фильм иначе. Получается вольное эссе о природе обмана, невозможности объективной правды, и роли искусства как своего рода истины, построенной на основании лжи. Чжоу показывает, что на пике повествования фильма, Уэллс маневрирует между шестью различными историями. Это впечатляет.
Избавьтесь от «а затем"
Чжоу замечает, что Уэллс не использует для структурирования своих мыслей «а затем". Уэллс понял это интуитивно, а Чжоу научился у него, что «а затем» смертельно для рассказывания историй.
Подумайте о ребенке, рассказывающем вам сюжет своей любимой истории. Как правило, это ряд событий, связанных словами «а затем» снова и снова. Это потому, что, детьми мы осознаем повествование как происходящую серию событий, не сцепленную «соединительной тканью».
Слова, которые будут работать на вашу историю
«Но» вводит понятие противопоставления. Герой сделал что-то, но злодей сделал что-то, чтобы этому противостоять.
«Поэтому» вводит понятие прогрессии. Герой сделал что-то, и, следовательно, мир приспосабливается к ее действиям (как правило, с каким-то новым вызовом, который героиня должна преодолеть).
«Между тем» вводит идею параллелизма, о двух вещах, происходящих в то же время, поэтому мы всегда можем перепрыгнуть к чему-то другому. Герой спасает мир. Тем временем, ее друг в другом месте, разбирается с последствиями.
Это не просто полезные слова для художественных писателей: это хорошие концепции, которые следует держать в голове всем писателям.
Учитесь у «Ф значит Фальшивка»
Чжоу отмечает, что «Ф значит Фальшивка» фильм не об истории, а об идеях. Да, он содержит несколько историй внутри себя, но ни одна из них не есть суть того, что Уэллс пытается сказать.
Вместо этого, Уэллс сшивает свои идеи, сопоставляя их. Некоторые идеи противопоставляют другим («но»). Одни мысли логически приводят к другим («поэтому»). И Уэллс развивает шесть параллельных историй, которые дают ему много места, чтобы что-то сократить , что лучше, чем продолжать строить напряжение («пока что»).
Ключ к тому, чтобы интересно писать – это понять, что людей интересуют три вещи: противопоставление, прогрессия, и параллелизм. Если вы обнаружили, что ваши тексты застревают в колее «а затем» попробуйте найти другие союзы.
Посмотрите «Ф значит Фальшивка» прямо сейчас и откажитесь от линейных сюжетов.